Домашнее обучение 2021

Содержание

Семейное образование в России

Домашнее обучение 2021

Каждый ребенок имеет свой характер и свои способности к образованию, а так как учитель не может уделить должное внимание всем, происходит своеобразная «уравниловка».

Многие родители подготовили детей к школе задолго до первого звонка, и «вундеркиндам» просто не интересно с детьми, осваивающими азы правописания и математики.

Если вы считаете, что ребенку будет некомфортно на уроках, есть смысл изучить закон о семейном образовании в школе. Если вы сможете обеспечить ребенку качественное обучение, можно сделать это самостоятельно.

Кто принимает решение о переходе на семейное образование

Современное школьное образование – это большие возможности и разнообразие форм обучения, а учиться дети могут очно, заочно и дистанционно. Все зависит от подготовки ребенка и его личностных качеств, а также от способности родителей организовать ему достойное семейное образование и обучение основным предметам из школьного курса.

Бесплатная консультация юриста по семейному образованию>>

Такая необходимость возникает в следующих случаях:

  • ребенок, помимо учебы в школе, получает дополнительное образование, учится на курсах, и не может посещать СОШ каждый день.
  • родители по разным причинам вынуждены часто переезжать, что является причиной моральных увечий.
  • ребенок имеет лучшую подготовку, чем остальные дети, и требует углубленного изучения предметов.
  • характер ребенка не позволяет общаться с одноклассниками, а не секрет, что в школах процветает насилие старших над младшими.

Принимать решение о варианте обучения ребенка могут родители (опекуны), спросив предварительно разрешение ребенка. Согласно положениям закона ФЗ-№273 от 29.12.2012г., отказать родителям в их желании самим выбирать форму обучения, не может никто.

Согласно ст. 44 закона «Об образовании», до получения общего образования принимать решение о выборе формы обучения должны взрослые, а после окончания 9 класса решать свою судьбу может сам ребенок, но с одобрения взрослых.

Закон предусматривает все фазы семейного обучения: дошкольное, начальное, общее и среднее, а у родителей всегда остается право на возврат в школу.

Семейное образование по новому закону может сочетаться с очным обучением в школе. Это означает, что часть предметов родители могут учить с ребенком сами, а часть доверить педагогам. В роли педагогов могут выступать сами родители, привлекаются для этого репетиторы, но уже на платной основе, естественно.

Особенности образования «на дому»

Закон предусматривает, что получить семейное образование могут дети до 9 класса, после чего разговор уже идет о самообразовании. Родители, узнав об этом, считают, что семейное обучение доступно только до получения общего образования, но это не так.

На самом деле, речь идет о том, что до достижения ребенком определенного возраста процесс обучения происходит при непосредственном участии родителей, а по окончании 9 класса подростки могут сами решать, что выбрать: семейное образование, самообразование или смешанную форму обучения.

Все дело в том, что дети выросли, и некоторые предметы могут изучать уже самостоятельно.

Родители должны отличать семейное образование от домашнего обучения. Последнее назначается в случае отсутствия у ребенка возможности посещать школу (по инвалидности, к примеру). В этом случае обучением занимаются не родители, а учителя, приходящие на дом к ученику.

Какие шаги надо предпринять для перехода на домашнюю форму обучения

Прежде чем принять решение о продолжении образования в семье, необходимо взвесить все «за» и «против». Родители должны понимать, что им предстоит тяжелая ежедневная работа, даже если вы установите себе и ребенку выходные дни и каникулы. Если согласен ребенок и готовы родители, можно приступать к процедуре перевода. Для этого понадобится:

  • написать заявление на имя руководителя учебного заведения, в котором будет числиться ребенок, проходящий образование в семье.
  • написать руководству СОШ еще одно заявление – на зачисление ребенка в экстернат (для сдачи экзаменов и прохождения аттестации).
  • направить соответствующее уведомление в образовательный Департамент – это можно сделать самостоятельно, или попросить об этом школьную администрацию.
  • подобрать подходящую программу обучения и оговорить сроки прохождения.

После подачи документов о желании перейти на семейное образование обучение начнется не сразу. Предварительно родителям позвонит специалист Департамента образования для уточнения некоторых деталей и с целью попытаться родителей отговорить от этого шага.

После подачи документов ребенок находится уже на специальном учете Департамента. Окончательное подписание договора о переходе на семейную форму обучения происходит в стенах школы.

Документ составляется в двух экземплярах – один для родителей, другой для школы.

В договоре о переходе на образование в семье прописываются основные моменты, такие как прохождение аттестации и возможность получения бесплатных консультаций.

Никто не вправе запретить вам пользоваться школьной библиотекой и принимать участие в общешкольных мероприятиях, и эти моменты также указываются в договоре.

Если ребенок идет в 1 класс, но образование будет получать вне школы, писать заявление в школу не надо, достаточно уведомить Департамент образования

.В некоторых учебных заведениях при заключении договора о переходе на семейную форму обучения требуют написать еще одно заявление об исключении ребенка из школы. Такого в законе нет, а если администрация будет на этом настаивать, напомните о положениях статей 17,44 и 63 ФЗ-№273, согласно которым и происходит перевод на семейную форму образования.

Еще укажите на содержание статей 17, 33 и 34 того же закона, в которых расписаны правила прохождения аттестации ученика, обучающегося на дому.

При переходе на семейное обучение ребенок считается обучающимся в школе, но учащимся не является. Ребенок зачисляется экстерном, а если он уже учился в этой школе раньше, перестает быть учащимся, но автоматически становится экстерном.

По сути, учащийся на дому имеет все еще отношение к учебному заведению, но это касается лишь сдачи экзаменов и прохождения аттестации. Согласно ст. 43 «основного закона», аттестация проводится бесплатно, независимо от формы образования.

Преимущества и недостатки семейного обучения

Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени.

В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них.

Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени.

Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.

Рекомендации юристов по семейному образованию

Чтобы получить бесплатную консультацию юриста по проблемам связанным с образованием детей напишите ваш вопрос в форме ниже.

(20 0,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://fedzakon.ru/pravo/pravo-na-obrazovanie/semeynoe-obrazovanie

Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка :: РБК Тренды

Домашнее обучение 2021

Erik De Castro / REUTERS

Интерес к школьному веб-образованию в России растет ежегодно. Увеличивается и число предлагающих такие услуги школ. Какие есть плюсы и минусы у обучения в кругу семьи и стоит ли игра свеч?

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году.

По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников).

Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.

Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе.

Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам.

Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье.

Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.

Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Правовые особенности домашнего обучения

Согласно ‌«Закон‌у ‌об‌ ‌Образовании»‌ ‌ (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования -‌ ‌в‌ ‌школе‌ ‌ (образовательной‌ ‌организации) ‌ ‌и‌ ‌дома.‌ ‌В‌ ‌старших‌ ‌классах‌ ‌семейное‌ ‌образование‌ ‌называется‌ ‌«самообразованием», ‌ ‌но‌ смысл самого процесса остается прежним.

Итоговые аттестации ‌ (ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ) ‌ проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.

В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком.

Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее.

В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений.

Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

  • Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
  • Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
  • Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌
  • Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

  • Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
  • Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
  • Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
  • Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

Минусы:

  • Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
  • Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
  • Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
  • Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме.

Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д).

Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения.

Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:

  1. Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
  2. Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
  3. Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.

Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы. Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций.

В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения.

Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека.

И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования.

Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора.

Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена.

Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера.

Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает ые ответы как неверные.

Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте.

Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция).

И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

Источник: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e7cc6fd9a79471501bb1e2e

Домашнее обучение: отвечаем на основные вопросы

Домашнее обучение 2021

Домашнее обучение (homeschooling, home education) – это обучение детей вне обычной школы, государственной или частной. За этим понятием стоят очень неоднородные явления.

В широком смысле так принято называть все способы получения образования, кроме стандартного посещения школы: и заочное, и дистанционное (в онлайн-школе), и собственно домашнее.

В этом материале мы ответим на самые общие вопросы о хоумскулинге, которые встают перед родителями. 

Кто может перейти на домашнее обучение

Несколько слов о терминах. Понятия «домашнее обучение» в российских законах нет. В них упоминаются такие формы обучения: в организации, ведущей образовательную деятельность; вне ее (семейное или самообразование); надомное обучение.

Последний случай мы рассматривать не будем: надомное обучение подразумевает, что ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Перечень диагнозов, дающих право на надомное обучение, утвержден Минздравом (Приказ № 436н от 20 июня 2016 года). Но образованием такого ребенка по-прежнему занимается школа: учителя приходят на дом или общаются с учеником дистанционно. 

Вернемся к первым двум вариантам. Обучение в образовательной организации не обязательно означает обычное сидение на уроках с понедельника по пятницу (или с понедельника по субботу, как повезет). В школе можно учиться как в вузе: очно, очно-заочно и заочно. Все формы, кроме первой, обычно тоже относят к домашнему обучению.  

При этом обучение в школе и вне ее можно сочетать, то есть перейти на домашнее обучение не по всем предметам, а по одному или нескольким. Такую систему обычно выбирают в двух случаях. Во-первых, из-за конфликта с учителем. Во-вторых, если ребенок сильно отстает по этому предмету от одноклассников или, напротив, опережает программу. 

А теперь самое главное: учиться дома может любой ребенок. Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Выбирают форму обучения родители или другие законные представители, если ребенок несовершеннолетний. Мнение ученика требуется учитывать (правда, как это должно выглядеть с формальной точки зрения, непонятно).

Школа никакого отношения к этому выбору не имеет. 

Что нужно сделать, чтобы учиться дома

Если решение принято, необходимо уведомить органы местного самоуправления. Сама процедура в разных регионах может отличаться. Например, в Москве уведомление о выборе семейной формы обучения следует направлять в адрес управы района. Его можно принести лично или отправить «Почтой России». 

Затем нужно прикрепиться к школе для прохождения аттестации. По закону для детей на домашнем обучении обязательна только итоговая аттестация. Промежуточная, с первого по восьмой классы, обязательной не является, и некоторые родители решаются отказаться от нее совсем. Но таких немного: большинство предпочитает писать контрольные ежегодно, начиная с первого класса или немного позднее.

https://www.youtube.com/watch?v=uDov8Xuuj-o

ОГЭ дети на домашнем обучении сдают так же, как и все остальные. После этого можно поступить в колледж, а можно продолжить учебу дома и сдать ЕГЭ (на этом этапе обучение называется самообразованием).

На этапе прикрепления могут возникнуть трудности: в обычных школах хоумскулерам обычно не рады. Для администрации и учителей такие дети – лишняя головная боль.

Однако прохождение промежуточной аттестации – право ученика, поэтому с отказом (незаконным!) мириться не стоит. Опытные родители советуют не тратить время на разговоры и сразу писать заявление на имя директора. Обязательно в двух экземплярах.

Второй нужно оставить у себя, после того как секретарь сделает на нем отметку о том, что заявление принято. 

Борьбы с администрацией можно избежать. Дело в том, что прикрепиться можно к любой школе, а не только к той, в которую ребенок ходил раньше, или к ближайшей по месту прописки. И не обязательно к государственной – главное, чтобы у школы была аккредитация. При этом проходить аттестацию можно экстерном, никаких особых причин на это не требуется. 

В некоторых регионах родители могут претендовать на денежную компенсацию, если речь идет именно о семейном обучении (то есть не очно-заочном или заочном обучении в школе). Средняя сумма компенсации – несколько десятков тысяч рублей в год.  

Как организовать процесс

Здесь все зависит от причин перехода на домашнее обучение. Они могут быть самыми разными: конфликты в школе, желание иметь больше свободного времени для спорта или других внешкольных занятий, длительные командировки родителей. В этом случае самый простой, но и самый затратный способ – обучение в онлайн-школе по индивидуальному плану. 

В России есть частные школы, которые занимаются обучением и аттестацией хоумскулеров: «Фоксфорд», «Наши Пенаты», школа имени Лобачевского и т. д. Как правило, экзамены в них можно сдать дистанционно – это удобно для семей, которые долго живут за рубежом или часто переезжают. 

Есть и варианты с очным обучением: школы одного дня, где занятия проходят раз в неделю, или семейные школы, которые семьи-единомышленники создают для совместного обучения своих детей.

Однако далеко не все российские семьи могут позволить себе услуги частных школ.

А кто-то с самого начала хочет взять образование ребенка под свой контроль, отдавая предпочтение альтернативным образовательным системам и методикам (это характерно, в частности, для религиозных семей).

В этом случае нужно получить в школе рабочие программы и график аттестации и, исходя из них, разработать свой учебный план. 

Заниматься самостоятельно можно не только по учебникам, но и с помощью интернет-ресурсов, где есть вся необходимая информация. Если позволяют средства, можно пригласить репетитора – например, для подготовки к ЕГЭ или углубленного изучения отдельных предметов. 

Может ли домашнее обучение быть качественным

Противники домашнего обучения настаивают, что дать ребенку полноценное образование вне школы невозможно. Западная статистика говорит об обратном.

За последние десятилетия ученые из США, Великобритании и Германии провели множество исследований того, как влияет на детей домашнее обучение.

Они показывают, что хоумскулеры превосходят своих сверстников из обычных школ по академическим результатам. Хорошую подготовку абитуриентов, обучавшихся дома, отмечают и университеты.

Важно, что на успеваемость почти не влияют такие факторы, как уровень семейного дохода и наличие или отсутствие педагогического образования у родителей.  

Немногие российские же авторы, занимавшиеся этой проблематикой (в частности, А. Н. Якунина, а за ней – И. В. Кощиенко и Л. И. Покровская), указывают на то, что многие родители фактически уже обучают своих детей на дому, хотя те по-прежнему посещают школу.

Родители разбирают с детьми сложные темы, вместе делают домашнее задание, выбирают курсы или репетиторов, меняют школу на более сильную…

С этой точки зрения переход на хоумскулинг вообще ничего не меняет: родители точно так же отвечают за образование ребенка, просто выбирают для этого другие инструменты. 

Наконец, в качестве школьного образования также есть основания сомневаться. По данным мониторинга эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.

)» РАНХиГС, в 2017 году дополнительные занятия посещали 64,7 % школьников. 18,2 % – чтобы подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, еще 17,7 % – чтобы подтянуть школьные предметы.

Получается, что немалой части школьников нужна посторонняя помощь, чтобы осилить школьную программу и сдать экзамены. 

Что с социализацией

Ребенок не социализируется – первое опасение, которое возникает, когда разговор заходит о домашнем обучении. Кажется, что если отпадет необходимость ежедневно ходить в школу, то ребенок будет сидеть в четырех стенах под присмотром мамы или бабушки и в конце концов разучится общаться. 

Вновь сошлемся на результаты западных исследований. По мнению ученых, проблем с социализацией у хоумскулеров не возникает. Дети, которые учатся дома, активнее посещают курсы, кружки, спортивные тренировки – просто потому, что у них больше свободного времени. По мнению ученых, хоумскулеры более уверены в себе и самостоятельны, более дружелюбны и даже более счастливы.   

Интересный пример: исследование, опубликованное в 1999 году в США, показало, что дети, обучающиеся дома, намного меньше смотрят телевизор, чем обычные школьники (оценивались результаты учащихся четвертого класса). Не более часа в день просиживали перед экраном 65 % хоумскулеров, три часа – 1,6 %. Ученики обычных школ разделились иначе: 25 % в первом случае и 40 % во втором. 

Не стоит забывать и о том, что в обычной школе детей объединяют в классы по одному признаку – возрасту. Их собственные интересы и желания никак не учитываются.

Навязанный системой коллектив ребенок обречен терпеть одиннадцать лет. Такая модель социализации может скорее навредить.

Не говоря уже о том, что во взрослой жизни, к которой якобы готовит школа, действуют другие модели (за исключением разве что армии и мест лишения свободы).

К каким трудностям готовиться

По закону за образование детей в любом случает отвечают родители, а не школа. Но на практике традиционный способ обучения позволяет снять с себя часть ответственности. Ребенок может находиться в школе с утра до вечера: сначала на уроках, потом на продленке или факультативах; а родители только проверяют дневник и ходят на собрания. 

Переход на домашнее обучение потребует максимального включения – особенно в первый год, когда происходит адаптация к новым порядкам. Сами порядки тоже нужно будет вырабатывать самостоятельно. Готовых схем здесь нет, самый успешный чужой опыт придется адаптировать к своей ситуации. 

Сколько часов в неделю нужно заниматься математикой? А как учить английский, с репетитором или в языковой школе? Во сколько вставать, во сколько ложиться? Какие пособия купить, на какие каналы на подписаться? Добавьте к этому, что с маленьким ребенком кому-то из взрослых придется постоянно оставаться дома: папе-фрилансеру, маме в декретном отпуске с младшими, бабушке или няне. 

Одно из частых родительских опасений связано с тем, что без жесткого графика и строгих учителей ребенок расслабится и совсем не захочет учиться.

Да, поначалу такое расслабление почти неизбежно (здесь мы не говорим о детях, которые учатся дома с самого начала). Родителям надо постараться не паниковать, а дать ребенку время отдохнуть и перестроиться.

Родители и работающие с детьми на домашнем обучении специалисты называют этот процесс «расшколивание». Он может растянуться на месяцы, и это нормально.

Нежелание учиться может оказаться стойким. Тогда надо задуматься о причинах. Одна из них – страх неудачи, особенно если раньше ребенку уже внушили, что у него ничего не получится.

Отбивают интерес и неправильно подобранные программы и методики: слишком простые или слишком сложные, не соответствующие возрастным или индивидуальным особенностям. А иногда родители, профессиональные педагоги, обнаруживают, что легче научить десять чужих детей, чем одного своего.

Дело в том, что другим ты можешь объяснить одну и ту же тему десять раз подряд и сохранить спокойствие, а со своим теряешь терпение моментально.  

В запущенных случаях, когда предмет не дается с самого начала и к старшим классам мотивация у подростка на нуле, стоит проконсультироваться у психолога.

Обратиться за помощью придется и в том случае, если причиной перехода на домашнее обучение стал серьезный конфликт с учителями или одноклассниками. Для ребенка, особенно маленького, это травмирующий опыт.

С ним надо работать, иначе он напомнит о себе в будущем. 

До сих пор речь шла о практической стороне вопроса. Но едва ли не самое важное – смириться с тем, что ребенок может не оправдать ваших надежд. У него свой путь, и задача семьи – помочь его найти. Редкий родитель не запаникует, если ребенок откажется поступать в престижный вуз и пойдет учиться на повара или работать аниматором. Но иногда именно такое решение оказывается правильным. 

Наконец, не исключено, что в какой-то момент вы захотите вернуться в школу. В этом тоже нет ничего страшного – форму обучения можно поменять не один раз.  

Домашнее обучение в России до сих пор воспринимается как что-то исключительное и даже экстремальное. Большинство родителей о такой возможности ничего не знают, а те, кто хочет узнать, встречают сопротивление школьной администрации и чиновников.

Семей, которые преодолели эти барьеры, чрезвычайно мало. Но они, как правило, готовы помочь другим и охотно делятся своим опытом – в соцсетях, на форумах и даже фестивалях.

И этот опыт показывает, что домашнее обучение может быть хорошим выбором в самых разных жизненных ситуациях. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/domashnee-obuchenie-otvechaem-na-osnovnye-voprosy-5c6d30e64e666500c090affb

Как перейти на домашнее обучение и не пожалеть: советы по переходу на семейное обучение в школе

Домашнее обучение 2021

Учить любимые предметы, ни от кого не зависеть, самостоятельно планировать время — звучит здорово. Но процесс домашнего образования не всегда проходит так радужно, как хочется. 

Попробуем разобраться, какие опасности таит в себе домашнее обучение. 

Проблема 1. Нехватка знаний у родителей

Закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует, чтобы у родителей, решивших перевести детей на семейное обучение, были дипломы педагогов. Часто домашнее образование приносит удовольствие от процесса познания всем членам семьи. Мамы и папы вспоминают, что учили в школе и институте, и вместе с ребёнком осваивают современную науку. 

Но иногда родителям действительно не хватает знаний или времени на то, чтобы разбираться в сложных темах. Например, профессиональный педагог знает, как решить задачу разными способами, а мама с папой — способом, который помнят. Настоящий преподаватель говорит с великолепным британским произношением, а мама с папой — «хеллоу, хау ар ю» и так далее. 

Решение 

Выходом станут многочисленные онлайн- и офлайн-помощники: репетиторы, дополнительные курсы, дистанционные школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» дети с 5 по 11 класс системно осваивают школьную программу в удобном для них темпе. Можно делать упор на отдельные предметы, которые интересны ученику, готовиться к олимпиадам и экзаменам. 

«При домашнем обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе. В нашей домашней онлайн-школе, например, с 5-го класса кроме базы можно проходить углублённые и олимпиадные курсы по дисциплинам, к которым есть интерес и задатки. А с ними — курсы по развитию эмоционального интеллекта и навыка самообразования». 
‍              Юлия Шароватова, руководитель «Экстерната и домашней школы
              Фоксфорда» 

Проблема 2. Давление и критика

Несмотря на нарастающую популярность, семейное образование всё ещё овеяно мифами. Сторонники традиционного школьного образования скептически утверждают, что обучать ребёнка дома — чуть ли не преступление против человечности. 

Дарья Горбачёва, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Тимофея Кожина, поделилась опытом борьбы с предвзятостью преподавателей:

«Сначала мы сдавали аттестацию в школе, откуда ушли. Было нелегко выдержать моральное давление со стороны учителей. “Одумайтесь!” — говорили они, мол, испортите ребёнка, он деградирует и прочее, прочее. На аттестациях нам каждый раз пытались доказать, что мы ошиблись, избрав семейное образование».

Решение

Будьте готовы проводить границы в разговоре с людьми и давать понять, что домашнее обучение — осознанный выбор вашей семьи, который следует уважать. Ведь согласно Семейному кодексу России обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. А значит, у вас преимущественное право выбора формы обучения. 

‍Проблема 3. Недостаток общения

Иногда домашнее образование приводит к тому, что ребёнок проводит слишком много времени дома. Больше не нужно ежедневно ходить в школу, и пропадает мотивация чаще выходить из дома.  

Проблема 4. Отсутствие системности

Хоумскулеры не понаслышке знают, что планирование учебного процесса своими силами — это трудно. Нужно самостоятельно разработать или выбрать учебный план, составить расписание, определить график тем, учесть дополнительные кружки и секции.

Если расписание составлено плохо или не соблюдается, ребёнок начинает скучать, лениться, играть в компьютер вместо учёбы.

Многим семьям требуется педагог или наставник, который сможет грамотно организовать процесс за них. 

Проблема 5. Аттестация

Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта. 

На время аттестации ребёнок на семейном образовании и самообразовании прикрепляется к аккредитованной школе и становится экстерном. 

К сожалению, прикрепление к школе может доставить массу проблем. Во-первых, не все школы работают с хоумскулерами. Во-вторых, подходящая школа может находиться далеко. И в-третьих, вам могут предложить неудобный график аттестаций.  

Проблема 6. Недостаток мотивации

Бывают дни, когда хочется лежать на диване и ничего не делать. Заполнять контурную карту — лень, решать задачу — неохота, читать параграф из учебника — уныло. 

Периодические упадки настроения — нормальны. Возможно, ребёнку нужен отдых. Но если у хоумскулера отсутствует мотивация и интерес к учёбе на постоянной основе, стоит пересмотреть программу. 

Резюме

Обучение на дому — отличная альтернатива традиционной школе. 

Хоумскулеры получают качественное и полноценное образование из любой точки мира. 

Преимущества домашнего обучения:

  • Это наиболее гибкая форма обучения, дарящая максимум свободы.
  • Оно доступно всем. 
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания с учётом его интересов и потребностей. 
  • Можно учиться онлайн в любом темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы. 

Если грамотно организовать процесс и предусмотреть возможные трудности, учиться будет легко. Так, обучение в «Домашней школе Фоксфорда» строится на персонализации.

Мы хотим, чтобы каждый ребёнок получал удовольствие от учебного процесса и стремился к знаниям.

Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем тьюторское и кураторское сопровождение.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/school-home

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.