Незаконная стройка

Содержание

Признаки и последствия самовольной постройки, что собой представляет

Незаконная стройка

Что такое самовольная постройка и чем грозит незаконное возведение сооружений стоит знать всем, кто решился на подобное самоуправство.

Стоит знать, что лицо, осуществившее самовольную незаконную постройку, может притягиваться к ответственности за нарушение закона.

Регламентируются взаимоотношение нарушителя и государства Гражданским Кодексом (ГК) Российской Федерации. Если точнее, то статьей 222.

Что такое самовольная постройка

Сегодня самовольные постройки классифицируют как жилые дома, сооружения и другие постройки, у которых есть такие признаки:

  1. Они стоят на участке с другим целевым предназначением.
  2. Возведение происходило без получения разрешительной документации.
  3. Его строительство сопровождалось нарушением норм и правил, в том числе градостроительных.

С 2016 года введено ряд изменений в закон, теперь самовольная постройка – это здание, сооружение или другая постройка. А признаки самовольной постройки пополнились еще одним пунктом и несколько видоизменились. Последние два пункта в силе, а к ним добавились:

  • Строительство на территории участка, которые не переданы во владение в соответствие с имеющимся регламентом.
  • Также является самовольной постройкой сооружение, возведенное на участке, если его разрешительное использование не допускает такое строительство.

Важно! Построенный дом, гараж и прочее, отвечающие хотя бы одному из признаков считается самовольно возведенным.

Что делать с самовольной постройкой

Осуществить строительство сооружения, которое является незаконным, по сути, может каждый, но что потом с этим делать? Действия зависят от того на какой человек стороне.

Если построился незаконно, например, сосед

В таком случае любой гражданин, который считает, что подобная постройка нарушает его законные интересы и права, а также создает угрозу для здоровья вправе потребовать сноса за счет того кто это сооружение возводил.

Причем лицо, осуществившее незаконную самовольную постройку, обязано выполнить это требование. Начать можно с мирного решения проблемы, напомнив, что по закону, за его нарушение ему грозит штраф. Если же реакции не последовало, то можно обратиться в муниципалитет или в суд. И первый, и второй орган вправе обязать нарушителя снести самострой.

В большинстве случаев такие ситуации – это явное нарушение всех моральных норм и законных заодно. Если сосед преградил своим гаражом или пристройкой к дому дорогу, то это действительно выходит за все рамки и на это можно и нужно жаловаться в соответствующие инстанции. С такими самостроями можно и нужно бороться.

Если пришлось самому строиться не по закону

Если самовольная постройка – это свое же жилье или гараж или другая постройка, то тут уж нужно стараться всеми силами узаконить и получить ее в законную собственность.

В том, что появилось так много самовольных построек по сути виновато само государство, так как до введение нового земельного законодательства участки раздавали на право и на лево. При этом говорили, стройтесь, потом можно будет стать собственником через суд. Но все оказалось не так просто, теперь лицо, осуществившее самовольную, незаконную постройку имеет головную боль.

В этом случае признаки самовольности также регламентирует статья 222 ГК РФ про самовольные постройки. Но если они никому не мешают и на них не заявляют, вполне можно попытаться их узаконить.

Почему лучше узаконить

Для того, чтобы не страдать от последствий возведения дома, бани, гаража на которые нет разрешения стоит недвижимость все же узаконить. С правом собственности удастся осуществлять такие действия:

  • Распоряжаться имуществом, которое построено своими же руками.
  • Продавать, дарить, передавать в наследство.
  • Не переживать о своем будущем, ведь если постройку признают самостроем, то ее придется снести.

Признаваться собственностью могут только те постройки, которые возводятся на земле, которая является частной собственностью.

Варианты, как легализовать

Есть несколько способов, как сделать постройку законной, среди них:

  • Судебное решение – в этом случае потребуется найти доказательства, которые подтверждают, что инициатор такой постройки имеет имущественные права на земнадел. Причем придется доказывать, что постройка не несет вреда окружающим и не является опасной для здоровья и жизни окружающих людей.
  • Административный способ – это вариант получиться реализовать только для построек, которые могут возводиться без разрешений на строительство. Зачастую это – небольшие деревянные домики, которые строятся на территориях для ведения садоводства.

Наказание за незаконную постройку

Отвечать по закону, за возведение на территории строение без разрешений на то или покупка земли с такой постройки, все равно придется. Если муниципалитету станет известно о факте существования самовольной постройки, могут быть предприняты такие меры:

  1. Если строительство произошло на территории участка, который не находится в собственности, подобный процесс будет расценен как захват чужого недвижимого имущества. В таком случае накладывается штраф.
  2. Если капитальное сооружение возведено на землях, который имеют категорий с запретом такого строительства, тому, кто это сделал или на данный момент владеет землей, будет предписано снести постройку.
  3. В отдельных конфликтных ситуациях, в том случае если земля не приватизирована имущество могут конфисковать и наложить при этом штраф.
  4. Снести также придется тот объект, который возведен с нарушением строительных и градостроительных норм.

Условия, при которых самострой может быть легализован

Далеко не каждый дом, или другая постройка может быть легализирован. Для того чтобы малыми средствами удалось стать владельцем своего же дома нужно:

  • Владеть землей, на которой он построен. Причем должно быть документальное подтверждение на то в виде свидетельства о праве собственности. У самого участка должен быть кадастровый номер и план. Если земля приватизирована, то должны быть документы, которые это подтверждают.
  • Постройка не должна нарушать чьи-либо законные права и интересы. То есть не должна быть частично захвачена территория соседского участка, должны быть выдержаны санитарные нормы расстояний к соседнему дому, не должна преграждаться дорога, проезд.
  • Постройка не должна нести угроз здоровью и жизни окружающих. Это будет проверять специальная комиссия от пожарников, санстанции и других служб.
  • Не должно быть грубых нарушений строительных норм. Этот факт также должны подтвердить соответствующие органы.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/izhs/samovolnaya-postrojka.html

Куда жаловаться на незаконное строительство и какой штраф?

Незаконная стройка

Чтобы привлечь к правовой ответственности гражданина, проводящего строительство без разрешения, можно подать иск в суд, с требованием о запрещении возведения постройки, либо об ее сносе за счет застройщика. Также можно обращаться с жалобой в администрацию. Все это приведет к разбирательству, согласно Гражданскому или Уголовному Кодексу.

Но куда обратиться с жалобой на незаконное строительство недвижимости, если имеют место серьезные правовые нарушения? Тут вопрос решается в соответствии с УК РФ, и тут жалоба пишется в прокуратуру по статье 10 от 17 января 1992 года или к дознавателю, по вышеупомянутой части 1 статьи 159 УК РФ. При наличии состава серьезного преступления, заявление пишется на имя следователя ОВД РФ, в соответствии с частями 2 и 3, статьи 159 УК РФ. К слову, здесь поможет и статья про нецелевое использование земельного участка.

Что писать в жалобе на строительство без разрешения?

Кроме доказательных документов и бумаг, необходимо написать и оформить заявление в архитектуру о незаконном строительстве дома. В качестве инстанции-адресата может выступать прокуратура, мировой судья, кадастровая палата или местная администрация. Оформление документа будет одинаковым.

Исходить заявление о постройке без разрешения должно не от одного человека, а от коллектива, с максимально возможным количеством подписей. Только тогда эта бумага будет иметь силу при судебном разбирательстве.

Точной формы подобной жалобы нет, однако в ней должна содержаться следующая информация:

  • От кого исходит обращение. Например, от жителей отдельного дома или жилищного массива;
  • Кому обращено заявление. Кадастровая палата, архитектура, местный суд, администрация района или прокуратура;
  • Дата подачи жалобы. Стандартный пункт любого документа;
  • Причины подачи заявления. Среди самых распространенных вариантов — опасность, которую представляет сооружение для здоровья или жизни граждан, а также ущемление их прав. Наконец, отсутствие разрешения на возведение недвижимости у застройщика.

Для надежности, лучше сдать копию и оригинал бумаги, а также одну копию оставить на руках.

Что относится к объектам незаконного строительства?

Чтобы получить разрешение на сооружение того или иного объекта недвижимости, необходим целый пакет документов, вкупе с соответствующим заявлением. Их оформление — долгий, утомительный и затратный процесс.

Поэтому многие пытаются сэкономить время и силы, и пропустить этот момент. Как итог — привлечение к ответственности того или иного рода.

Но следует разобраться, при каких обстоятельствах те или иные объекты строительства считаются незаконными?

В случае постройки частного дома застройщик должен получить соответствующее разрешение в местной администрации, предоставив правоустанавливающие документы на земельный участок. За нарушения в этом случае гражданин может быть привлечен только к административной ответственности.

Для разрешения на постройку многоквартирного дома необходим значительно больший перечень бумаг из муниципальной администрации.

Основа — те же правоустанавливающие документы на участок, плюс согласие от всех остальных правообладателей строительства, справки от пожарной и санитарной инспекции, подтверждение проектной документации сооружения.

Если все эти нормы не соблюдены, строение подлежит немедленному сносу за счет ответчика.

Оформление пакета документов для сооружения коммерческой недвижимости на земельном участке — самая сложная задача. Тут требуются дополнительные выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, градостроительный план имеющегося участка, вся проектная документация, плюс указанные в предыдущих случаях документы. При несоблюдении всего этого, строение, опять же, подлежит сносу за счет самого застройщика.

Перечень случаев, когда строительство может быть признано незаконным:

  • Если здание, сооружение или другое строение было возведено на участке, не предназначенном для строительства.
  • При отсутствии разрешения на строительство со стороны соответствующих органов, которые должны соотнести запрос с градостроительными и строительными нормами.
  • У лица, осуществившего постройку, отсутствует разрешение на строительство от владельца данной территории и/или он не является ее владельцем.
  • Строительство осуществляется с применением незаконных источников доходов и рабочих ресурсов, или с нарушением ряда градостроительных и строительных норм. Это может включать сооружение незаконной пристройки в условиях сложившейся застройки.

Ответственность за незаконное строительство

Если проводимое строительство признается незаконным, то застройщика призывают к ответственности в соответствии с законом. В этом случае имеется три варианта исхода дела.

При гражданско-правовой ответственности застройщик привлекается по статье 222, пункт 2, ГК РФ. При этом незаконно возведенный жилой дом необходимо снести. Эту процедуру должен провести сам собственник, или же полностью оплатить снос объекта.

При административной ответственности налагается денежный штраф. Минимум составляет 1000 рублей, в случае наличия экологических, технический или проектных нарушений по статье 8.1 КоАП РФ.

Стандартный максимум — 10000 рублей, при постройке дома на земельном участка без права пользования. Также суд может взыскать по статье 8.

1 КоАП РФ до 1,5% от общей кадастровой стоимости земли и недвижимости.

Для привлечения к уголовной ответственности при незаконном строительстве должно иметь место мошенничество того или иного рода.

Самое меньшее, что ждет в этом случае ответчика — штраф, исправительные работы на срок до 240 часов или лишение свободы до 1 года по части 1, статье 159.4 УК РФ.

Следует помнить, что к данному виду ответственности владелец постройки может привлекаться только при планирующейся или проводимой предпринимательской деятельности на указанном участке.Погасить долг следует незамедлительно, так как предусмотрен рост штрафа при просрочке.

Штрафы за незаконное строительство

Если говорить о суммах штрафов при незаконном строительстве, то их размер варьируется в зависимости от вида возводимого сооружения, а также степени тяжести нарушений.

При несанкционированной постройке частного дома, все ограничивается 1000-5000 рублей и полной оплатой сноса строения. Но это если говорить про штраф за незаконную постройку на своем участке.

На чужом сумма может быть увеличена за счет компенсации в адрес владельца.

В том случае, когда объект незаконного строительства — это многоквартирный жилой дом, или же нарушение заключается в отсутствии прав на землю, сумма может возрасти до 10000 рублей.

В некоторых случаях взимается определенная часть от кадастровой стоимости сооружения — от 1 до 1,5%. И это логично – ответственность за незаконное строительство жилого дома должна быть выше, по очевидным причинам.

Если же застройщик допустил серьезные нарушения, которые могут привести к обрушению здания – его могут привлечь даже к уголовной ответственности.

Когда речь идет о постройке коммерческой недвижимости или мошенничестве того или иного рода — размер штрафа сильно вырастает. Тут суммы составляют около 0,5-1 миллиона рублей. Кроме того, собственник может быть привлечен к исправительным работам или лишению свободы, сроком до 1 года. Поэтому не всегда удастся отделаться просто штрафом за самовольное строительство.

Если же говорить про штраф за незаконное строительство юридическому лицу, то он значительно выше, если сравнивать с суммами, на которые могут оштрафовать физических лиц. Если обычные граждане за незаконное строительство должны выплачивать от 2 до 5 тысяч рублей, то юридические лица выплачивают от полумиллиона до одного миллиона рублей. Разница существенная.

Полезная статья? Тогда не забудьтеподписатьсяна наш канал, здесь еще много интересной информации!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c99ef9461fcd200b27e5b38/kuda-jalovatsia-na-nezakonnoe-stroitelstvo-i-kakoi-shtraf-5ca61dbd18430d00b31eee8c

Самовольная постройка – что это и как узаконить | ГК «Абажур»

Незаконная стройка

Самовольная постройка — это здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Четыре признака самовольной постройки:

  • постройка возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
  • постройка возведена на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
  • постройка возведена без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений;
  • постройка возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Порядок признания права собственности на самовольную постройку

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, следовательно, оно не вправе распоряжаться такой постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Пленум ВС РФ на этот счет отметил, что самовольная постройка не может участвовать в гражданском обороте: с ней нельзя совершать какие-либо гражданско-правовые сделки, право на неё не может быть установлено и зарегистрировано (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 2016).

Мы изменим вид разрешенного использования Вашего участка! Проведение публичных слушаний, подготовка протокола публичных слушаний, получение нового кадастрового паспорта. У нас несколько способов перевода участка в другое назначение или вид! Перевод земель из одной категории в другую, изменение зоны участка – в соответствии с действующим законодательством, градостроительными нормами и стандартами! Ваши интересы в органах местного самоуправления, контролирующих организациях, министерствах НСО и т.д Если Вам, как собственнику участка, приглянулся свободный соседний, не устраивают теперь границы Вашего? Можно оформить перераспределение границ участка с государственными или муниципальными землями, т.е. «прирезку» соседнего участка к Вашему.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

  1. Решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
  2. Решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Сроки для сноса самовольной постройки

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Решения о сносе самовольной постройки не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки, либо решение о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Признание права собственности на самовольную постройку

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
  • если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Собственность только после выполнения всех предписаний о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями

  • Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с ГК РФ.
  • Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

Принятие решения о сносе самовольной постройки или признания права собственности на нее

При принятии решения о сносе самовольной постройки или признания права собственности на самовольную постройку следует учитывать разъяснения, данные Пленумами ВС РФ и ВАС РФ в Постановлении от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а именно:

  • собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки;
  • с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы

Источник: https://stroy54.ru/samovolnaya-postrojka-chto-eto-i-kak-uzakonit/

Самовольное строительство

Незаконная стройка

Общая информация о порядке выявления незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и освобождения земельных участков от таких объектов

Постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 614-ПП

Управы районов города Москвы на постоянной основе выявляют незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства.

Осуществляют проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов -и составляют акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

Направляют указанный акт в префектуру административного округа города Москвы.

Префектура административного округа города Москвы обеспечивает рассмотрение материалов и принятие решения:

– о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.

– о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

Порядок демонтажа объекта

Отсутствие правообладателя незаконно размещенного объекта при его демонтаже и (или) перемещении не является препятствием для осуществления действий по демонтажу и (или) перемещению незаконно установленного объекта на специально организованную для хранения площадку.

В случае отказа правообладателя объекта от вывоза товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, либо в случае отсутствия правообладателя незаконно размещенного объекта осуществляется вскрытие незаконно размещенного объекта, фотофиксация указанного имущества, опечатывается объект, присваивается уникальный номер, идентифицирующий объект на время его хранения, и обеспечивается перемещение объекта на специально организованную для хранения площадку и передача по акту уполномоченному лицу, осуществляющему хранение.

В случае если демонтаж незаконно размещенного объекта невозможен без нанесения ущерба назначению указанного объекта производится опись

товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, фотофиксация указанного имущества, его перемещение на специально организованную для хранения площадку и передачу по акту на хранение вместе с демонтированным объектом (его составляющими элементами).

Префектура административного округа города Москвы определяет перечень площадок для хранения подлежащих перемещению и (или) демонтажу объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и организацию, осуществляющую демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов на указанные площадки, а также их хранение.

Обеспечение хранения объектов, не являющихся объектами капитального строительства и место хранения

Правообладатель объекта в целях возврата ему находящегося на хранении объекта, (его составляющих элементов) и имущества, находившегося в демонтированном объекте (далее – предмет хранения), обращается с заявлением в префектуру административного округа города Москвы.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность объекта правообладателю (копия ранее действовавшего договора пользования земельным участком для размещения объекта либо договора на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства, договора на размещение нестационарного торгового объекта, уведомления о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения нестационарных торговых объектов либо о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, решение суда об установлении права собственности на объект, не являющийся объектом капитального строительства, по желанию правообладателя – также иные документы).

Префектура административного округа города Москвы в течение 30 дней с даты получения от правообладателя объекта заявления и комплекта документов, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения и информирует правообладателя о принятом решении.

Основаниями для отказа в выдаче предмета хранения являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих принадлежность объекта правообладателю, и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения.

В случае принятия префектурой административного округа города Москвы решения о возврате предмета хранения правообладатель объекта в течение 7 рабочих дней по окончании срока, обязан принять предмет хранения по акту приема-передачи.

В случае если в течение 6 месяцев с даты передачи объекта (либо его составляющих элементов и имущества, находившегося в демонтированном

объекте) на хранение префектурой административного округа города Москвы не принято решение о возврате правообладателю предмета хранения либо если в срок, правообладатель объекта не принял предмет хранения по акту приема-передачи, соответствующий предмет хранения подлежит утилизации.

Хранение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, располагающихся на территории Восточного административного округа осуществляет ГБУ «Автомобильные дороги ВАО».

Телефон для справок: (495) 223-31-76.

Источник: https://vao.mos.ru/stroitelstvo_i_snos/unauthorized-construction/

Ломать не строить: что делать с самовольно возведенными домами

Незаконная стройка

В Балашихе на этой неделе снесли очередной самострой — четырехэтажный дом, который был возведен в начале 2010-х без разрешения на строительство. Здание было жилым — собственник устроил там общежитие для мигрантов.

Легализовать его не удалось, и второго шанса на жизнь он не получил. По всей России стоит тысячи таких самостроев, многие из них с виду абсолютно благополучны, в них живут люди, однако в любой момент здания могут быть уничтожены.

Что с ними делать — разбирались «Известия».

С признаками самовольности

О сносе дома № 26 в балашихинском микрорайоне Салтыковка сообщило Главное управление региональной безопасности Московской области. Демонтаж четырехэтажного здания провели на средства местного бюджета по решению суда от 2016 года.

Оно было построено в начале 2010-х годов с многочисленными нарушениями: не было разрешения на строительство, а расстояние от границы земельного участка до построек составляло менее трех метров, что нарушало градостроительные нормы.

В частной постройке собственник устроил общежитие гостиничного типа, там жили мигранты, а местные жители жаловались на мусор, антисанитарию и канализационные стоки, вытекающие со двора. Владелец здания пытался обжаловать решение о сносе, но безуспешно. Теперь потраченные на это деньги будут взыскивать с него через суд.

Главное управление государственного строительного надзора Московской области сообщило «Известиям», что с начала 2020 года было выявлено 538 объектов самовольного строительства, из них жилых — 105. С начала года снесено 79 объектов.

Полномочия по выявлению объектов самовольного строительства у властей Московской области, как и у других регионов, появились с августа 2018 года.

Главгосстройнадзор проводит специальные рейды — за каждым инспектором закрепляется определенная территория, на объектах «с признаками самовольности» проводится проверка.

Поводом для этого могут стать и обращения граждан, юридических лиц, информация от должностных лиц, органов местного самоуправления, из СМИ.

— Уже на протяжении нескольких лет Главгосстройнадзор использует для выявления самовольно возведенных построек квадрокоптеры, — сообщили в ведомстве. — С помощью дронов инспекторам удается обнаружить самострои в труднодоступных местах.

В мобильном сервисе «Подмосковные стройки» на базе приложения «Добродел» также появилась новая функция: жители региона теперь самостоятельно могут определить, является ли тот или иной объект самовольно возведенным, оставить обращение. Программа основана на принципе «дополненной реальности»: на объект наводится камера смартфона — если информации по нему не появляется, значит, есть повод для проверки.

Проблема из 2000-х

Московская область по количеству жилых самостроев не является безусловным лидером: гораздо больше их в южных регионах России, в том числе в Ростовской области, Краснодарском крае и Крыму, в Якутии.

Глава Всероссийского центра национальной строительной политики (ВЦНСП) Александр Моор отмечает: в стране не менее 50 тыс. жилых зданий, построенных самовольно.

В том же Краснодарском крае, замечает он, ежегодный прирост объектов самовольного строительства — больше тысячи, это при том, что на какие-то объекты местные власти, считает Моор, просто «закрывают глаза».

По его словам, проблема самостроя — из 2000-х годов. На землях, предназначенных под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), стали возводить многоквартирные дома самовольно, потому что нельзя было на ИЖС строить большие здания. Эксперт отмечает, что, по сути, это была своего рода реновация, которая пользовалась спросом.

— Что сделал бизнес? Он подстроился под рынок. А муниципалитеты, понимая, что это незаконно, как бы сняли с себя ответственность: если суд признает потом право собственности за объектом, то мы возражать и не будем, — пояснил он в беседе с «Известиями».

И это работало до тех пор, пока в процессе не появилась коррупция. А она появилась почти сразу: надзорные органы стали приходить к застройщикам, обнаруживать нарушения и зарабатывать на этом. По словам главы ВЦНСП, речь идет о теневых триллионах рублей, которые прошли через бизнес самовольного строительства.

Адвокат по самострою Роман Медников отметил, что до 2013–2014 года была схема, по которой на многоквартирные дома получали права собственности.

— Многоквартирные дома вводили в эксплуатацию через заявление о пользовании жилым помещением, потом жильцы якобы перессоривались, шли в суд, узаконивая право собственности части объекта недвижимости, который впоследствии становился квартирой, — рассказал он «Известиям». — А в 2013–2014 годах Верховный суд сломал эту практику, заявив, что делать так нельзя.

Член президиума правления «Опоры России», председатель комитета «Опоры России» по строительству Дмитрий Котровский замечает, что нельзя в появлении самостроев обвинять только бизнес — виноваты все.

— Любой строительный проект, который появляется в муниципалитете, невозможно скрыть от контрольно-надзорных органов, — заявил он.

— Когда деньги от покупателей шли застройщику, я думаю, какой-то расчетный счет всё равно предоставлялся этим несчастным покупателям, которые приобретали эти странные объекты без юридических оснований.

Кто-то за этим должен был смотреть. Государство имело основания для проверок.

При этом, замечает Котровский, дома эти могут быть совершенно разные — есть надстроенные гаражи в Сочи, и есть абсолютно благополучные здания, по которым проведены все экспертизы, соответствующие строительным нормам. Но и те, и другие, по идее, должны быть снесены.

Теперь по всей стране есть самострои, в которых живут люди — и их дома, по идее, могут снести. Однако закон 2018 года дал регионам право легализовать их.

— Есть регионы, которые идут навстречу жителям таких домов, а Краснодарский край категорически не хочет разбираться: сносят дома, людей выгоняют на улицу — и всё, — говорит Моор. — Сейчас мне прислали: в Сочи сносят очередной дом, единственное жилье людей. Но нужно признавать ошибки, законодательно устранить возможность появления новых объектов, а те, которые можно спасти — нужно спасти.

Разовая амнистия

Реестр самостроев сейчас составляет ВЦНСП. В списке, который опубликован на сайте, всего 1137 домов, с учетом заявок, пришедших в Центр — около 5 тыс.

— Нельзя просто принимать заявки, их надо рассматривать внимательно, — говорит Моор. — У нас есть заявки, где под видом жилого самостроя пытаются представить коммерческие объекты, здания, в которых не живут люди, и так далее. Наша задача — не все самострои легализовать, а помочь тем людям, которые могут остаться на улице.

По его словам, реестр готовится, чтобы представить масштаб проблемы — и уже затем принимать решение, что делать дальше. Эксперт полагает, что проблему можно было бы решить по аналогии с гаражной амнистией: выявить конкретное число объектов жилого самостроя, которые могли бы быть легализованы, а затем провести разовую амнистию этих объектов.

— Кроме того, нужно повысить ответственность муниципальных чиновников за появление нового самостроя. Сейчас никакой ответственности они не несут, поэтому и коррупционные риски в этой части растут, — заявил Моор.

Он подчеркивает, что «не надо бояться принимать амнистию и бояться, что будут появляться новые объекты самостроя».

В то же время эксперт ОНФ Павел Склянчук считает, что об амнистии в этом вопросе говорить сложно.

— Гаражная и дачная амнистия — это упразднение документов для ввода в эксплуатацию, а самострой — это проблема неполученного разрешения на строительство, — сказал он «Известиям». — Поэтому нужно говорить не об амнистии, а о переписи незаконного жилищного строительства и создании федеральной комиссии по ликвидации самостроя.

Депутат Госдумы Павел Фадеев также отмечает, что нельзя легализовывать все подряд самострои.

— Ситуации совершенно разные могут быть, — сказал он «Известиям». — Где-то самострой совершенно непригоден для жилья, где-то построен с большими нарушениями.

Но если здание построено по всем нормам и угроз для жизни граждан не представляет, то, в принципе, ничего плохого в этом нет, чтобы этот объект легализовать. Здесь нет одного решения — это комплексный вопрос.

И в 2018 году мы дали право субъектам попытаться начать эту историю решать.

При этом признает: в том законе не были прописаны все нюансы, поэтому муниципалитетам не хватало инструментов для легализации самостроев.

— И нужно либо более детально прописывать всё, либо отдельный документ о самострое должен быть, потому что проблема действительно есть, — говорит он.

«Все уже отсидели»

Моор уверен, что сейчас новых самостроев появиться практически нигде не может: «Столько людей пострадало, что начинать новое строительство на ИЖС —​​​​​​​ это абсолютная глупость».

— Сейчас любой застройщик понимает, что если раньше он договаривался с администрацией кулуарно, то теперь чиновники не могут дать гарантий, — заявил он. — Это очень большой риск, о котором все знают.

Я не вижу, чтобы такие новые объекты появлялись. Они есть, но там, где застройщики поддерживаются администрацией, где у них есть гарантии, которые тщательно скрываются. Массово такой ситуации не происходит.

Он отмечает: если суд признает здание объектом самовольного строительства и выносит решение о его сносе — то автоматически возбуждается уголовное дело: там живут люди, а значит, есть потерпевшие.

— Как правило, эти застройщики давно уже кто отсидел, кто находится в местах лишения свободы, кто заплатил штраф, — отметил он. — Дом признан самостроем, застройщик наказан — и всё, дом стоит, люди в нем живут. У нас есть самострои, в которых люди живут по 15 лет.

Они платят коммунальные услуги, но живут в доме, по которому есть решение о сносе. Приставы не могут его снести, потому что это единственное жилье у людей. В суд подать нельзя —​​​​​​​ суды уже все прошли, приставы закрыть исполнительный лист не могут.

И никто не понимает, что делать.

Котровский также отмечает, что новый самострой может появиться, только если совпадут три составляющие: есть свободный земельный участок, есть предприниматель, который не боится последствий, и при этом отсутствует контроль.

— Ситуация с самостроем произошла только потому, что у государства не хватало ресурсов, чтобы отслеживать подобные вещи, —​​​​​​​ заметил он.

Источник: https://iz.ru/1090082/sergei-gurianov/lomat-ne-stroit-chto-delat-s-samovolno-vozvedennymi-domami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.