Одиночное пикетирование

Запрещает ли закон одиночные пикеты в России во время самоизоляции? Разбираемся с «ОВД-Инфо»

Одиночное пикетирование
С середины марта в субъектах России стали вводить режимы повышенной готовности, ограничивая среди прочего и проведение публичных мероприятий. Большую часть региональных запретов наложили после публикации 17 марта постановления главного государственного санитарного врача.

Среди прочего, он обязал глав всех регионов, кроме Москвы, «ограничить проведение массовых мероприятий».

В текстах ограничений встречаются разные формулировки: кто-то ограничивает «публичные мероприятия», к которым относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты, включая одиночные.

В других регионах речь идет о «массовых мероприятиях» (например, спортивных и развлекательных). Формально, это разные понятия. Иногда встречаются и гибридные формулировки, по которым запреты касаются «публичных и иных массовых мероприятий» или «массовых мероприятий, в том числе публичных».

Ознакомиться с разнообразием формулировок в регионах можно на этой карте.

Вся эта путаница еще больше усугубилась после того, как 1 апреля ввели административную ответственность за нарушение режима самоизоляции. С тех пор на пикетчиков начали оформлять протоколы по новым административным статьям о нарушении правил самоизоляции, в том числе по новым нормам московского КоАП.

В указе мэра Москвы Сергея Собянина говорится о запрете на массовые мероприятия. Получается, что одиночные пикеты действительно не под запретом?

В Москве запрещены «публичные и иные массовые мероприятия». Возникает вопрос, как это толковать?:Ограничили только те публичные мероприятия, которые обладают признаком массовости? Или любые публичные мероприятия, включая одиночные пикеты?

В связи с этой неопределенностью юристы «ОВД-Инфо» и ПЦ «Мемориал» в марте обратились к спецдокладчику ООН по свободе мирных собраний с просьбой запросить у российских властей официальное объяснение этих правил и отдельно разъяснить, относятся ли они к одиночным пикетам или нет.

На практике одиночных пикетчиков задерживали.

При задержании за одиночный пикет журналиста Ильи Азара полиция ссылалась, в частности, на то, что за его пикетом наблюдало слишком много зрителей, которые нарушали нормы изоляции. Это аргумент?

По сообщению самого Ильи Азара на него составили протокол по части 8 статьи 20.2 КоАП, предусматривающей ответственность за повторное нарушение порядка проведения публичного мероприятия.

Федеральный закон не требует подавать уведомление об одиночном пикете без использования сборно-разборных конструкций. Азар проводил акцию в месте, где документ устраивать акции не запрещает.

Единственное формальное основание для того, чтобы утверждать, что был нарушен «порядок проведения публичного мероприятия» — это пункт из указа мэра Москвы, где сказано про запрет публичных и иных массовых мероприятий.

Учитывая правовую неопределенность этой формулировки, а также спонтанный характер акции (она стала ответом на привлечение человека к уголовной ответственности) можно предположить, что у этого дела есть шансы на обжалование в ЕСПЧ.

К сожалению, на российские суды надежд в этом деле мало.

Сам по себе аргумент о том, что вокруг пикета скопилась публика, может использоваться для описания обстоятельств дела, но точно не является ключевым в вопросе определения ответственности за нарушение порядка проведения одиночного пикета.

1 мая одиночные пикеты в Москве провели коммунисты. Их также предупреждали о нарушениях, но не задерживали. Можно ли на этом примере судить об избирательности правоприменения?

Возможно, но одного такого примера мало, чтобы говорить об избирательности. В то же время ситуация однозначно дает повод задуматься над этим вопросом. Избирательность может проявляться в неадекватно жестких мерах, предпринятых по отношению к одиночному пикету Ильи Азара (задержание на ночь и протокол, предусматривающий штраф до 300 тысяч рублей или арест до 30 суток).

Какие вообще нарушения прав и свобод во время изоляции правозащитники фиксируют чаще всего?

Это довольно широкий вопрос, так как ограничения затронули многие стороны жизни (свобода передвижения, трудовые права, право на уважение частной и семейной жизни и так далее).

Мы в «ОВД-Инфо» фиксируем ограничения свободы собраний и выражения.

К сожалению, в настоящее время довольно много новостей о привлечении людей к ответственности за распространение так называемых фейков, что безусловно является вопросом вмешательства в реализацию свободы выражения.

дня. Уборка снега обернулась расстрелом местных жителей

Источник: https://news.rambler.ru/other/44246149-zapreschaet-li-zakon-odinochnye-pikety-v-rossii-vo-vremya-samoizolyatsii-razbiraemsya-s-ovd-info/

Эффективное одиночное пикетирование

Одиночное пикетирование
1. О правовом статусе. Пикетирование, согласно ФЗ-54, – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Пикетирование, проводимое одним участником (далее – “одиночное пикетирование”), является публичным мероприятием, на которое распространяются все нормы указанного закона в отношении порядка организации мероприятий, прав и обязанностей их организаторов, должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов по обеспечению прав граждан на мирные собрания.

2. Об организаторе. Организатором одиночного пикетирования может быть, согласно ФЗ-54, один или несколько граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, взявшие на себя обязательства по его организации и проведению. Таким образом, в роли организатора одиночного пикетирования может выступать как сам гражданин, осуществляющий публичное мероприятие в этом формате, так и любые другие граждане, оказывающие ему содействие и выполняющие соответствующие действия. Разделение ролей особенно важно при проведении мероприятий сложной структуры, сочетающих разные формы, например, т.н. “серии одиночных пикетов” или “сети одиночных пикетов” и т.п. Во избежание недоразумений и для более надежной юридической защиты при возникновении конфликтов с недобросовестными чиновниками и полицейскими целесообразно принятие на себя соответствующих функций (участника, организатора, уполномоченного) и распределение обязанностей четко оговорить заранее и указать в публичном уведомлении.

3. Об уведомлении и регламенте.Подача уведомления о проведении публичного мероприятия является обязанностью его организатора во всех случаях, за исключением собрания и одиночного пикетирования. Однако отсутствие обязанности в последних двух случаях отнюдь не исключают права делать это.

Следует учесть, что подача уведомления способствует задействованию всего комплекса факторов, придающих публичному мероприятию статус легальный и организованного. Это само по себе повышает и его эффективность в общественно-политическом смысле, и юридическую защищенность.

При этом, поскольку данное действие не является обязанностью, организатор одиночного пикетирования вправе использовать те и только те моменты уведомления из указанных в ФЗ-54, которые посчитает необходимым.

В частности, мы рекомендуем использовать форму публичного уведомления, путем размещения всей существенной информации о мероприятии в СМИ, интернет-сайтах и других общедоступных площадках. При этом решается сразу несколько задач, включая объявление о мероприятии, агитацию, информирование журналистов и т.п.

Не будет лишней и подача уведомления в виде простого документа через канцелярию органа исполнительной власти или местного самоуправления – с получением копии со штампом.

Это особенно важно, учитывая то, что согласно ФЗ-54 именно “после получения уведомления о проведении публичного мероприятия” исполнительные органы обязуются выполнить целый комплекс мер по обеспечению прав граждан на мирные собрания. В том числе, согласно п.5 ст.12 “обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи”.

4. О передвижении. В определении пикета указано, что он осуществляется “без передвижения”. Однако попытки недобросовестных полицейских выдать за “несанкционированное шествие” любое движение пикетчика, очевидно, не основаны на Законе, поскольку шествие – это “массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту”.

Формально, они могут представить передвижение одиночного пикетчика с развернутым плакатом как демонстрацию – “организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации”.

Точного законодательного определения понятия “группа граждан” нет, но правоприменительная и судебная практика все же не позволяет называть группой одного человека, считая группой “двоих и более граждан”. Таким образом, нет никаких законных препятствий для того, чтобы гражданин, осуществляющий одиночное пикетирование, совершал передвижения.

Однако целесообразно все же при этом разделять стадии “собственно пикетирования” – без передвижения с развернутой наглядной агитацией – и “передвижения”, выполняемого со свернутой наглядной агитацией. Такое поведение участника одиночного пикетирования будет полностью соответствовать не только духу, но букве Закона.

И, следовательно, существенно повысит уровень правовой защищенности в любых конфликтах.

5. О провокациях. Основной формой провокации, направленной на срыв одиночного пикетирования, является попытка “нарушить численность мероприятия” путем приближения к участнику, проводящему одиночное пикетирования других граждан, имитирующих участников пикетирования. Для предотвращения провокаций и снижения ущерба от них рекомендуется осуществление следующих действий:

 

  • По возможности заранее уведомить исполнительные и правоохранительные органы обо всех существенных параметрах публичного мероприятия в формате публичного уведомления и регламента и проводить мероприятие в строгом соответствии с ним, чтобы иметь возможность ссылаться на это при последующем разборе любых конфликтов, провокаций и недоразумений.
  • Использовать все формы документальной фиксации всех моментов проведения мероприятия, включая личные свидетельства, а также фото- и видеосъемку и аудиозапись.
  • Если организатором является сам участник, ему рекомендуется четко различать все стадии мероприятия, отделяя стадию “непосредственного пикетирования” от всех иных форм. В частности, при приближении к нему посторонних граждан, кроме организаторов, полицейских и журналистов, сворачивать (опускать, поворачивать обратной стороной наружу, убирать за спину и т.п.) наглядную агитацию.
  • Если организатором является другой гражданин (это, конечно, лучше, поскольку организатор обязан “обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия … совместно с уполномоченными представителями органов исполнительной власти и внутренних дел”), то именно он осуществляет взаимодействие со всеми третьими лицами по вопросам обеспечения порядка и безопасности. Понятно, что эти функции целесообразно отделить от непосредственного пикетирования. Процитированную норму необходимо настойчиво напоминать и чиновникам, и полицейским, убедительно поясняя, что все вопросы, связанные с порядком проведения одиночного пикетирования следует решать именно и только во взаимодействии с организатором. Не стоит забывать при этом, что организатор и уполномоченные им лица должны иметь отличительные знаки. Им весьма полезно иметь при себе также копию уведомления о мероприятии и текст ФЗ-54.
  • В случае особо серьезных провокаций, грозящих нарушением прав граждан и причинением им ущерба, организатор должен быть готов самостоятельно приостановить или прекратить мероприятие. Эти действия необходимо осуществлять публично, надежно фиксируя их всеми способами (включая документальный – в формате “распоряжения организатора” или “гражданского протокола”). Учитывая статус одиночного пикетирования, организатор вправе осуществлять как приостановку, так и возобновление публичного мероприятия по своему усмотрению в любой момент даже без предварительных уведомлений и согласований с кем бы то ни было. Важно отметить, что порядок приостановления или прекращения публичного мероприятии по инициативе чиновников и полицейских четко описан в ст. 15-17 ФЗ-54, но практически всегда нарушается и чиновниками, и сотрудниками полиции. Поэтому все действия правоохренителей, выходящие за рамки этого регламента, целесообразно фиксировать и обжаловать в установленном порядке, в том числе путем инициирования уголовных дел по ст. 149 УК РФ.

Примечание.

Рекомендации составлены на основе изучения многолетней практики применения законодательства о публичных мероприятиях, включая судебную практику по рассмотрению дел о нарушениях (в подавляющем числе мнимых или фальсифицированных недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов) порядка организации, проведения публичных мероприятий и участия в них. См., в частности, резонансное “Дело об одиночных пикетах в поддержку Олега Кашина”.

Документ носит открытый характер и будет дополняться и корректироваться с учетом его содержательного обсуждения гражданским активом и заинтересованными юристами. Актуальная версия документа всегда доступна на сайте Новая Россия по этой ссылке.

Источник: https://victor-korb.livejournal.com/170367.html

«Теперь никак, или незаконно…» Госдума ужесточила правила проведения митингов

Одиночное пикетирование

Госдума поддержала ужесточение правил проведения митингов. Как передает корреспондент РИА «Новый День», соответствующий законопроект депутата от «Единой России» Дмитрия Вяткина сегодня был принят во втором чтении.

Как сообщил автор поправок в закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, ко второму чтению документа поступило 39 поправок, и 30 из них комитет по развитию гражданского общества – первым заместителем главы которого является сам Вяткин – рекомендовал отклонить.

Парламентская оппозиция восприняла «поправки Вяткина» однозначно негативно. «Наших граждан, к сожалению, пытаются лишить права на проведение публичных мероприятий», – констатировал депутат от КПРФ Алексей Куринный.

«Весь смысл закона о публичных мероприятиях в том, чтобы люди, группа лиц, могли их провести, и соответственно, выразить свою позицию», – пояснил он смысл действующего закона.

При этом парламентарий обратил внимание, что теперь перед участниками митингов стоит дилемма: в маске или без маски присутствовать на публичном мероприятии.

«У нас запрещено в маске присутствовать, с одной стороны, с другой – без маски новыми правилами тоже запрещено в связи с противоэпидемическими мероприятиями», – отметил депутат.

В этой связи Куринный предложил внести поправку, согласно которой участникам акций будет разрешено носить маски, если это обусловлено санитарно-эпидемиологическими требованиями. В ответ Вяткин авторитетно заявил, что «есть требования закона не скрывать свое лицо, и эти нормы имеют приоритет», и даже когда действует режим повышенной готовности, на улице ношение масок не обязательно.

Что касается нормы, позволяющей считать массовым мероприятием серию одиночных пикетов, то ее Вяткин объяснил необходимостью обеспечить безопасность этим же пикетчикам. «Представьте себе, стоит цепочка в 100 человек, стоит с плакатом один, вокруг тусуется еще 100.

Пришли люди, которые не согласны с этим. Что мы получаем? – поинтересовался Вяткин, и сам себе ответил. – Мы получаем вероятное столкновение, в том числе может быть нанесен ущерб жизни и здоровью. Надо принять соответствующие меры, а органы власти не уведомлены».

Такая аргументация спровоцировала очередную критику.

«Мне кажется, здесь речь идет не о том, что надо соблюдать безопасность, а о том, что власть злоупотребляет своими полномочиями», – заявила депутат от КПРФ Ольга Алимова, пояснив, что власть при необходимости всегда найдет причины, чтобы отказать гражданам в проведении публичного мероприятия: это могут быть как уличные танцы на этом же месте, так и уборка снега.

В этой ситуации депутат предложила в случае необоснованного отказа органов власти не рассматривать это как основание для запрета. «Это может быть установлено только судом, в результате обжалования», – сообщил Вяткин.

Депутат от «Справедливой России» Олег Шеин со своей стороны подчеркнул, что одиночные пикеты являются неким барометром, позволяющим органам власти заметить и воспринять общественную проблему. «Попытка людям запретить такого рода форму самореализации разрушает управление всей страной ради интересов конкретного чиновника», – предупредил он.

В ответ Вяткин заявил, что во втором чтении законопроекта в Госдуме выступления регламентом не предусмотрены, и сослался на опыт Франции – где полиция сажает всех, кого сумела поймать на несанкционированном мероприятии. «У нас – только суд», – с гордостью сообщил он.

Отвечать на замечание Шеина о том, чем будет считаться собрание жильцов дома, который власти решили снести по ранее принятому во втором чтении коллегами Вяткина закону о реновации, «единоросс» вообще не стал.

«Если проанализировать положения этого законопроекта, публичные мероприятия нельзя проводить никак, либо они будут проводиться незаконно», – резюмировал депутат Куринный.

Законопроект Вяткина, ужесточающий правила проведения митингов, при ании поддержали 299 его коллег, против проали 92 депутата. По предложению автора инициативы, в третьем чтении документ будет рассмотрена завтра.

Напомним, ранее депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев заявлял, что инициатива Вяткина отменяет уведомительный характер публичных мероприятий, и фактически вводит разрешительный, что запрещено Конституцией.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 22.12.20

Метели и снежные заносы: сильные снегопады идут на Центральную Россию. / Аналитики предрекли рост цен на интернет в России. / Где, как и почем: россияне раскрыли планы на Новый год. Читать дальше

© 2020, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Яндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Источник: https://newdaynews.ru/moscow/712112.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.