Органы досудебного следствия

Следственные органы Российской Федерации. Справка

Органы досудебного следствия

Федеральным законом от 5 июня 2007 г.

№ 87-ФЗ “О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ “О прокуратуре РФ” в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ “О прокуратуре РФ”, состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:  – Главное следственное управление  – Главное управление процессуального контроля  – Главное организационно‑инспекторское управление

 – Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

– выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
– организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

– осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:  – организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;  – разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;  – участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;  – осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;  – организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;  – представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;  – координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;  – организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими органами государственной власти;  – организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;  – обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

 – организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

 – участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

С  принятием в 1995 г. закона Российской Федерации “О милиции” процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации “Об оперативно-розыскной деятельности” производство оперативно‑розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей.

В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел.

Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств.

Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы.

Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Следственная служба Федеральной службы РФ по контролю за оборот наркотиков является головным структурным подразделением Управления в вопросах организации и осуществления предварительного расследования преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов Управления, в связи с чем:  – принимает и рассматривает в порядке и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством, сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;

 – осуществляет предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов Управления;

 – осуществляет контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следственных подразделений служб по округам, сроками и результатами следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, за законностью и обоснованностью процессуальных решений.

Структура ФСКН России:  – Следственный департамент  – Зонально-следственное управление,

 – Отдел организационного и методического обеспечения правоприменительной практики,

 – Следственное управление.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100923/278560000.html

Предварительное следствие

Органы досудебного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

  • Следственный комитет РФ,
  • следственные подразделения органов внутренних дел;
  • следственные органы Федеральной службы безопасности.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства[1-3], возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

  • до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
  • до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
  • дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем – Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

Источник: https://advokatsidorov.ru/predvaritelnoe-sledstvie.html

Досудебное разбирательство: основные стадии в уголовном процессе

Органы досудебного следствия

Суд ставит точку в спорах между людьми и организациями, но очень часто служители закона не могут принять решение без проведения предварительного разбирательства.

Досудебное разбирательство – это необходимая процедура в случае совершения уголовно наказуемого преступления, а также, если речь идет о серьезном правонарушении, требующем серьезного разбирательства вне зала суда.

Это позволяет разобраться в тонкостях процесса, а в некоторых случаях стороны в процессе такого разбирательства и вовсе приходят к мировому соглашению. В некоторых случаях без досудебного разбирательства, и, руководствуясь ст. 135 и 148 АПК РФ, суд и вовсе может не рассматривать исковое заявление.

Две стадии досудебного разбирательства в уголовном процессе

В случае начала уголовного делопроизводства суд обязан провести досудебное разбирательство, включающее в себя доследственную проверку и расследование. На первой стадии судья принимает решение относительно возбуждения дела. Если уголовное дело возбуждено, наступает время досудебного расследования, а оно может проводиться органами дознания или следователями.

Бесплатная консультация юриста по досудебному разбирательству>>

Основания для проведения досудебного расследования

Главным основанием для проведения досудебного расследования является сообщение о преступлении, проверка которого проводится в обязательном порядке согласно 144-й статьи уголовно-процессуального кодекса РФ.

На этом этапе следователи или дознаватели собирают доказательную базу и принимают решение относительно целесообразности начала уголовного преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления. Этот процесс начинается сразу после поступления такого сообщения и его официальной регистрации.

Проверка может проводиться, как по заявлению потерпевшего, так и по результатам мероприятий, проведенных правоохранителями. Предварительное расследование проводят:

  1. В случае если заявление поступило в полицию, это прерогатива следственных органов или дознавателей, а в некоторых случаях эти функции возлагаются на оперативников или участковых инспекторов.
  2. При поступлении заявления о преступлении в органы прокуратуры, последние направляют материал для предварительного расследования в полицию, где сообщение регистрируется и принимается решение о проведении досудебного разбирательства.
  3. Поводом для начала расследования может служить также звонок на горячую линию 102, но в этом случае оперативный дежурный отдела полиции или руководитель ОВД (в рабочее время) принимает решение о целесообразности выезда по месту предполагаемого совершения преступления оперативной группы.

Согласно существующей практике, органы правопорядка обязаны отреагировать на любое сообщение о преступлении, независимо от того, каким образом оно было получено.

Этот процесс регулируется соответствующими ведомственными инструкциями.

Доследственную проверку, согласно этим инструкциям, могут проводить следователи, дознаватели, руководители следственных органов и органы дознания.

В случае, если в сообщении речь идет о преступлении в сфере налогового законодательства, к расследованию, согласно статей 198 и 199.1 Налогового кодекса России привлекаются налоговики.

Сроки, отведенные на досудебную проверку

Согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ, на принятие решения по заявлению (сообщению о преступлении) следователю или дознавателю отводится трое суток, но в большинстве случаев срок продляется на 10 рабочих дней. В особо сложных случаях сотруднику правоохранительных органов отводится 30 суток, но не более того.

Какие процессуальные действия проводятся в рамках досудебного расследования

Главной задачей правоохранителей, участвующих в процессе досудебного расследования, является сбор доказательной базы. На этом этапе следователи и дознаватели имеют право проводить целый ряд процессуальных и следственных действий. В перечень проводимых мероприятий в рамках предварительного расследования входят:

  • обыск или осмотр места совершения преступления (правонарушения)
  • получение объяснений от всех лиц, имеющих отношение к делу
  • проведение освидетельствования
  • получения различных образцов, необходимых для проведения впоследствии судебных экспертиз
  • изъятие и выемка документов, способных дать ответ на некоторые вопросы следствия
  • проверка документации и ревизия
  • оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых доверяют оперативным сотрудникам

Все материалы, полученные в рамках проводимых мероприятий досудебного разбирательства, могут стать неопровержимыми доказательствами в суде, но в случае, если они были получены с соблюдением норм УПК.

Следователи или дознаватели, тщательно изучив материалы предварительного следствия, принимают решение относительно возбуждения уголовного дела или отказа в его возбуждении. Поводом для этого может стать отсутствие состава преступления и малозначительность.

В последнем случае материалы могут передаваться в суд для принятия решения относительно применения мер административного характера.

В случае если предварительным расследованием занимался следователь, и вина подозреваемого в совершении преступлении доказана, все материалы, включая обвинительное заключения направляются в суд в 30-дневный срок. Если расследование велось дознавателями ОВД, последний передает его в суд, сопровождая обвинительным актом.

Если подозреваемый сознался в совершении преступления, дело может быть рассмотрено в 15-дневный срок, а в некоторых случаях, при наличии веских на то оснований, дело может быть прекращено и вовсе не попасть в суд.

Существует также практика приостановки дела, но это чаще всего происходит, если в процессе предварительного следствия не было установлено лицо, причастное к совершению преступления.

Помощь в досудебном разбирательстве в уголовном процессе

Получите бесплатную юридическую консультацию по вопросам досудебного разбирательства в уголовном процессе: расскажите о Вашей ситуации в форме ниже и дежурные юристы проконсультируют по поводу Вашей проблемы.

(15 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://fedzakon.ru/pravo/ugolovnoe-pravo/dosudebnoe-razbiratelstvo-v-ugolovnom-protsesse

Тема 8. органы досудебного расследования

Органы досудебного следствия

1. Задачи и общая характеристика досудебного расследования.

2. Понятие и система органов дознания.

3. Понятие и система органов досудебного следствия.

4. Понятие оперативно-розыскной деятельности; система органов и подразделений.

1. Выявление и расследование преступлений не возложено на какой-либо конкретный правоохранительный орган. Этой деятельностью, имеющей непосредственное отношение к одной из правоохранительных функций государства, занимаются несколько государственных органов, таких как органы Министерства внутренних дел, Службы безопасности, прокуратуры, налоговой милиции и др.

Расследование уголовных дел принято называть досудебным расследованием. Обусловлено это тем, что оно предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Деятельность по расследованию преступлений регулируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы – органы досудебного расследования.

Досудебное расследование – это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.

В соответствии со ст. 2 УПК задачами органов досудебного расследования являются:

– охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве;

– быстрое и полное раскрытие преступлений,

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения Закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был привлечен к ответственности и каждый невиновный не был наказан.

Существуют следующие формы досудебного расследования:

1). Дознание по делам, по которым досудебное следствие не обязательно;

2). Досудебное следствие.

Смешанное досудебное расследование включает собственно дознание (по делам, по которым досудебное следствие обязательно) и последующее досудебное следствие.

Общие их черты заключаются в следующем:

– они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам преступлений;

– обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления;

– осуществляют свою деятельность в соответствии с УПК;

– соблюдают единую процессуальную форму.

Основные различия заключаются в том, что дознание и досудебное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует досудебному следствию, имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, также в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Надзор за органами, осуществляющими дознание и досудебное следствие осуществляет прокуратура.

2. Дознание является наиболее простой разновидно­стью расследования преступлений.

Под дознанием понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляемых специально уполномоченными административными органами и должностными лицами в целях своевременного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предотвращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.

При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит следственные действия до установления лица, его совершившего.

После этого орган дознания, соблюдая сроки, не более десяти дней, начиная с момента установления лица, его совершившего, составляет постановление о передаче дела следователю, которое пред­ставляет прокурору для утверждения. Если такое лицо не установлено, дознание приостанавливается (ст.

209 УПК) с соблюдением требований ч. З ст. 206 УПК, т.е.

в случае, когда лицо, совершившее преступление не установлено, досудебное следствие (дознание) может быть приостановлено лишь после производства всех необходимых и возможных следственных действий для установления лица, совершившего преступление. Орган дознания принимает меры к установлению этого лица.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать его следователю через прокурора, после выполнения неотложных следственных действий, в срок не более десяти дней с момента возбуждения уголовного дела. Если по делу о тяжком преступлении, переданном следователю, не установлено лицо его совершившее, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия, и уведомляет следователя об их результатах.

Следует отметить, что оперативно-розыскная работа органов дознания регулируется не нормами уголовно-процессуального права, а законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». При их выполнении орган дознания обязан тщательно соблюдать закон.

Данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе не имеют значения доказательств и не могут фигурировать в деле, если они не проверены и не закреплены процессуальными (следственными) действиями по правилам уголовно-процессуального законодательства.

При осуществлении следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, орган дознания вправе производить: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Закон различает орган дознания и лицо, производящее дознание. Органом дознания является либо учреждение в целом (из числа учреждений, содержащихся в выше приведенном перечне), либо руководитель данного учреждения. Однако не все работники названных учреждений могут осуществлять дознание.

В полиции к производству дознания допускаются все лица оперативно-начальствующего состава, включая участковых инспекторов полиции, имеющих специальное образование или опыт расследования преступлений. В крупных горрайорганах внутренних дел созданы отделы дознания, введены штатные должности дознавателей и старших дознавателей.

В органах Службы безопасности производство дознания может быть возложено на любое достаточно подготов­ленное лицо из числа оперативно-начальствующего состава.

В учреждениях исполнения наказания дознание по приказу начальника учреждения производится одним из лиц начальствующего состава, как правило, из состава опе­ративных служб УИН (учреждений исполнения наказаний).

В органах государственного пожарного надзора производство дознания осуществляется инспекторами по­жарного надзора.

Капитаны морских судов могут поручить производство дознания одному из своих помощников или другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.

Лицо, производящее дознание, наделено правом самостоятельно принимать решения о производстве необходимых следственных действий и выполнять их.

Если же дознание производится не руководителем органа, которому это поручено, решения по важнейшим процессуальным вопросам расследования, в первую очередь о направлении дела (о возбуждении, приостановлении, возобновлении и прекращении), о применении мер процессуального принуждения (задержании, приводе, обыске, наложении ареста на имущество и др.

) и другим вопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое утверждение не требуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием конкретного процессуального решения говорится не об органе дознания, а о лице, производящем дознание.

Дознаватель – это специально предусмотренное штатным расписанием должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовных дел и досудебную подготовку материалов протокольной формы в соответствии с УПК.

На должности дознавателей назначаются граждане, которые, как правило, имеют высшее или среднее специальное юридическое образование, прошли стажировку и проявили при этом профессиональную принадлежность к работе в органах дознания.

3.Орган досудебного следствия – это соответствующий правоохранительный орган (или должностное лицо), уполномоченный на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Этому органу подследственны дела, по которым обязательно производство досудебного следствия.

Досудебное следствие – это деятельность, содержание которой охватывает всю – от начала до конца стадию уголовного процесса – досудебное расследование.

В соответствии со ст. 102 УПК органами досудебного следствия являются:

– следователи прокуратуры;

– следователи внутренних дел;

– следователи налоговой милиции;

– следователи органов безопасности.

В УПК определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности. В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями (например, ст. 114 УПК). Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иным процессуальных действий.

Закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающихся привлечения в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, обратиться письменно к вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами.

Первоначальный срок производства досудебного следствия, установленный УПК, составляет 2 месяца. Срок досудебного следствия может быть продлен прокурором района, областного уровня, Генеральным прокурором в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (соответственно до 3-х, 6-ти и более месяцев).

Заканчивается досудебное следствие составлением одного из процессуальных документов:

– обвинительного заключения;

– постановления о закрытии (прекращении) дела;

– постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

4.Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемая с применением оперативных и оперативно-технических способов.

Задачи ОРД: поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями:

1. Министерства внутренних дел – уголовной, транспортной, специальной полицией, специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью, судебной полицией.

2. Службы безопасности Украины – разведкой, контрразведкой, военной контрразведкой, защиты национальной государственности и др.

3. Государственной пограничной службы – разведывательными органами специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы, оперативно-розыскными подразделениями соответственно специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы и его территориальных органов и др.

4. Управления государственной охраны – подразделением оперативного обеспечения охраны исключительно с целью обеспечения безопасности лиц и объектов, в отношении которых осуществляется государственная охрана.

5. Органов государственной налоговой службы – оперативными подразделениями налоговой полиции;

6. Органов и учреждений Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний – оперативными подразделениями.

7. Разведывательного органа Министерства обороны – оперативными и оперативно-техническими подразделениями;

Осуществление ОРД иными подразделениями указанных органов, подразделениями иных министерств, ведомств. Общественными, частными организациями и лицами запрещено.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s9699t2.html

Органы предварительного следствия

Органы досудебного следствия

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.