Первый закон об охране природы

Лекция 6 История Российского природоохранного законодательства

Первый закон об охране природы

Охрана окружающей природной среды в нашей стране регулируется на государственном уровне.

Россия стала одной из первых стран, в которой была создана нормативно-правовая база регулирования охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Первый закон об охране природы был принят в РСФСР в 19560 г.

В США подобный закон был принят на 10 лет позже. Первое официальное международное мероприятие, посвященное вопросам охраны окружающей среды, — Стокгольмская конференция ООН — состоялась в 1972 г.

Система экологического законодательства в России состоит из двух подсистем: природоресурсного и природоохранного. В приро-

доресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.

), Закон РФ “О недрах” от 21 февраля 1992 г. № 2395-I (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ), Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.

№ 52-ФЗ “О животном мире”.

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральный закон от 23 ноября 19955 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, Федеральный закон то 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

[attention type=yellow]
Формирование российского экологического законодательства состоит из трех основных этапов:
[/attention]

· возникновение, становление и развитие в рамках земельного права;

· развитие в рамках природоресурсных отрослей;

· выход за рамки природоресурсных отрослей.

Первый этап (1917 — 1968 гг.). Первым нормативно-правовым актом советского государства явился Декрет о земле от 26 апреля (8 ноября) 1917 г.

Основной его целью было изменение экономических отношений по землепользованию, но в то же время он закладывал основу для отношений экологических, так как устанавливал изъятия земли из товарных отношений, а значит, создавал условия для ее охраны. Далее были приняты декреты: о лесах от 27 мая 1918 г.

; о недрах земли от 30 апреля 1919 г.; об охране памятников природы, садов и парков от 16 октября 1921 г. и др. В этих нормативных актах были намечены тенденции к бережному использованию природных объектов.

В конце 50-х — начале 60-х гг. были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР.

Второй этап (1969 — 1988 гг.).Этот период характеризуется тем, что активно формируются природоресурсные отрасли права. Принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), Основы за-

конодательства о недрах (1975 г), Основы лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты два союзных закона — об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха.

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст. 18 и 42 Конституции СССР).

Этот период ознаменовался несколькими крупными катастрофами: Чернобыльская авария, катастрофа Ладожского озера и Аральского моря. Эти катастрофы потребовали принятия неотложных мер в совершенствовании отношений общества и природы.

Третий этап (1989 г. — по настоящее время).Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к экологопользованию:

· была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР);

· было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомпроироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы;

· была введена за выбросы веществ, загрязняющих окружающих природную среду.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности на землюю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду.

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодатель-

ство Российской Федерации.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды”

Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно- правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Общая характеристика закона

[attention type=red]
Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и человека. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:
[/attention]

1. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам.

Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований.

К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.

2. Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.

3. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека.

С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.

4. Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологи-

[attention type=green]
ческих и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке
[/attention]

5. Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия.

Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и в84 статей.

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 4498; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-87384.html

История развития экологического законодательства в россии до начала xx века – научное обозрение. педагогические науки (научный журнал)

Первый закон об охране природы
1 Федорук Н.А. 1 Кирпичев И.А. 1 1 ГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна» В работе рассмотрены основные стадии становления Российского экологического законодательства до начала XX века. Данный этап разбит на 3 временных промежутка – начальный (конец XIX – начало XX века), середина XX – 80-е гг. XX века и третий, с середины 80-х гг. по настоящее время.

Необходимость государственного регулирования использования окружающей природной среды обусловлена, зачастую, варварским отношением человека к её благам и ресурсам. Такое отношение формировалось на протяжении многих лет.

Согласно историческим документам, государственные органы начали регулирование отношений между окружающей природной средой и человеком уже в IX веке, что говорит об актуальности данной проблемы во все периоды существования человеческого общества.

Значение природоохранного законодательства трудно переоценить, ведь всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов страны.

Данные 3 этапа положили основу для создания современной системы экологического права и законодательства. Это привело к тому, что на данный момент охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, является главной целью государства, а нормативные документы Российской Федерации обязуют сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. 1. Воронина А.Б.

Проблемы охраны окружающей природной среды // Международный аграрный научный журнал «Молодежь и наука». 2016. № 1. С. 75–80.
2. Булгаков, М.Б. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 136–146.
3. Каковы основные этапы развития экологического законодательства? // Экологическое право, вопросы и ответы. URL: http://bibliotekar.

ru/ecologicheskoe-pravo-4/4.htm (дата обращения: 26.03.2019).
4. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9-ти т. Т. 5. М., 1994. 352 с.
5. Голиченков А.К. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы. //Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. № 1. 1991. С. 50–57.
6. Насонова А.В.

Становление и развитие заповедного дела в России в дореволюционный период // Вестник Московского ун-та МВД России. 2008. № 2. С. 199–203.
7. Насонова А.В. Становление и развитие правовой охраны животного мира со времен «Русской Правды» до начала XX века // Закон и право. 2010. № 2. С. 110–113.
8. История охраны природы в России // Единый центр дистанционного образования.

URL: http://www.voronovaon.ru/prirodopolzovanie/flora/Hustoruoxranaflora/Hustory/index.html (дата обращения: 26.03.2019).
9. Память о Фальц Фейне и его деле // История науки. URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200201409 (дата обращения: 26.03.2019). 10. Насонова А.В. Эволюция лесного законодательства в дореволюционной России // Юридическая мысль. 2011. № 2. С. 53–56.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION IN RUSSIA BEFORE THE BEGINNING OF THE XX CENTURY Fedoruk N.A. 1 Kirpichev I.A.

1 1 State budgetary educational institution of higher education of the Moscow region «University» Dubna» The paper discusses the main stages of the formation of the Russian environmental legislation before the beginning of the XX century. This stage is divided into 3 time intervals – the initial one (the end of the XIX – the beginning of the XX century), the middle of the XX – 80s.

XX century and the third, from the mid 80s.Until now. The need for state regulation of the use of the environment is often due to the barbaric attitude of man towards its benefits and resources. This attitude has evolved over the years.

According to historical documents, state bodies began regulating relations between the natural environment and man already in the 9th century, which indicates the relevance of this problem in all periods of human society.

The importance of environmental legislation is difficult to overestimate, because a comprehensive study of the regulatory framework and law enforcement practices of the previous stages of historical development at the moment can serve to improve the modern legislation on the protection of natural objects of the country.

These 3 stages laid the foundation for the creation of a modern system of environmental law and legislation. This led to the fact that at the moment environmental protection, favorable for human life and health, is the main goal of the state, and the regulatory documents of the Russian Federation oblige to preserve the nature and take care of natural resources.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство [1]. Многие из этих аспектов уже долгие годы регулируются экологическим законодательством. Поэтому для повышения эффективности решения данных проблем, необходимо знать историю развития природоохранной деятельности нашей страны.

Большинство исследователей выделяют 3 этапа развития российского экологического законодательства.

Первый этап (начальный), который можно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а охрану редких и исчезающих видов животных и растений.

Для этих целей начали создавать заповедники, (Баргузинский и Астраханский), заказники, национальные парки.

Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью [2].

Второй этап – от середины XX века до восьмидесятых годов XX века – характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под которой в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых.

В данный период (1957–1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы.

Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты [3].

Третий этап – примерно с начала восьмидесятых годов XX века и по настоящее время – характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов.

Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования.

Именно в этот период появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических [3].

Перед тем как разобрать начальный этап, рассмотрим историю развития экологических взглядов на Руси. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства.

Например, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственность князя.

С XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте [2].

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения, например, за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью палками, во второй раз – кнутом, а в третий раз – отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь.

Для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц [4].

Требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным.

Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке [5]. По указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г.

, для профилактики возникновения в Москве заболеваний, предписывалось, чтобы мертвый скот и других животных вывозили за черту города.

В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота [5].

В 1833 г.

были изданы Правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе [4].

Перейдем к начальному этапу. В период конца Х1Х – начало ХХ в. законодатель преследовал две экологических цели: во-первых, установить запреты на отдельные виды природопользования (лесопользование, охоту и т.д.), и, во-вторых, изъять из хозяйственного использования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны (заповедники) [6, 7].

В уголовном законодательстве России был установлен ряд запретов в рассматриваемой области отношений.

Предусматривалась ответственность за излишнее истребление диких животных и рыбы, самовольное создание рыбных заводов, незаконный улов, самовольную рубку деревьев в казенных и частных лесах, строительство признанных по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрик или заводов, сброс в водоемы ядовитых или сильнодействующих веществ с намерением лишить кого-либо жизни и др.

В 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов, запрещавшее сплошные рубки и установившее категории защитных лесов.

Однако положение применялось формально и не препятствовало выборочным рубкам по всей площади лесных дач и последующему сельскохозяйственному освоению. В 1913 г.

переруб расчетной лесосеки в Европейской части России достигал 47 %, в том числе в Центральном Черноземье до 60 %, а на Юго-Востоке – 35 % [8].

В целях охраны ценных природных ландшафтов из сельскохозяйственного оборота, оборота лесного хозяйства выводились некоторые земли, предназначенные для организации на них заповедников, парковых зон. К примеру, барон Ф.Э. Фальц-Фейн на базе созданного в 1874 г. на юге Украины зоопарка в 1898 г.

организовал первый частный степной заповедник «Аскания-Нова», для которого выделил 500 десятин земли [9].

Были также созданы частные заповедники в имениях князя Карамзина (заповедано 600 га девственной степи в Бугурусланском уезде), графа Шереметьева («Лес на Ворскле»), а также на Кавказе (реликтовые рощи Пицунды, Лагодехи и др.).

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: «В России не существует специального закона для охраны природы.

Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству». Но уже в 1915 – 1916 гг. под руководством академика И.П.

Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы [9].

В этот период принимаются многочисленные законы об охране и использовании лесов (1883-1913 гг.), недр (1864-1893 гг.), земель (1893 г.), об охоте (1892 г.), заповедниках (1916 г.) и т.д. [7].

Таким образом, к окончанию пореформенного и предреволюционного периода сформировались основные отрасли российского права окружающей среды, их нормативно-правовая база.

Наметилась тенденция кодификации природоохранительного законодательства.

В силу того, что лес составлял и составляет одну из экономических основ нашего государства, наиболее ярко природоохранная функция государства проявилась именно в отношении лесных богатств [6]. Основная масса природоохранных актов данного периода была посвящена охране, сбережению и восстановлению лесных ресурсов.

В целом можно говорить о рациональной и продуманной государственной политике в отношении лесного фонда уже на дореволюционном этапе развития Российского государства. Об этом свидетельствует комплексный подход в применении мер, касающихся лесопользования, охраны лесных ресурсов и лесовосстановительных мер в различных категориях лесов [6, 10].

Значение природоохранного законодательства данного периода трудно переоценить. Всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов и в первую очередь лесного богатства страны.

В настоящее время существуют разные точки зрения на состояние экологического законодательства.

Принятие новой Конституции закрепило государственную собственность на природные ресурсы, как и на частную землю, что способствовало созданию новых заповедников, например, Шайтан-Тау, Утриш, Васюганский и др.

Впервые охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, названа как главная цель государства, а граждане России обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Библиографическая ссылка

Федорук Н.А., Кирпичев И.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-3. – С. 19-21;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2110 (дата обращения: 07.02.2021).

Источник: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2110

История экологического законодательства России

Первый закон об охране природы

В начале 20-х годов XX века, с приходом советской власти и с национализацией всех природных ресурсов, был принят ряд законов: Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет СНК РСФСР “О недрах земли” (1920), постановление ЦИК и СНК СССР “Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР” (1924), декрет СНК РСФСР “Об охоте” (1920), декрет СНК РСФСР “Об охране памятников природы, садов и парков” (1921), декрет СНК РСФСР “О санитарной охране жилищ” (1919).

До 1970-х годов проблема защиты природной среды рассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека.

Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-1980-х годах было принято новое природоохранное законодательство – Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972), Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР “Об охране атмосферного воздуха” (1982), Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира” (1982). Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов. С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.

В сентябре 1972 года Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства. 29 декабря того же года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров “Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов”.

Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х годов сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. В конце 1980-х годов был создан Государственный комитет СССР по охране природы. Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.

В начале 1990-х годов было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).
В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы в 1993 году, было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.

Это законы природоохранительного и природоресурсного характера, которые были направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Среди них законы “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1991), “О недрах” (1992), “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” (1993), “Об особо охраняемых природных территориях” (1995), “О животном мире” (1995), “Водный кодекс РФ” (1995), “О радиационной безопасности населения” (1996), “О Красной книге Российской Федерации” (1996), “Лесной кодекс РФ” (1997), “Об отходах производства и потребления” (1998) и др.
Экологическое право, как составная часть общественных отношений, и реализующее это право экологическое законодательство основываются на Конституции Российской Федерации, в которой вопросам экологии отводится одно из ведущих мест.

Более детально экологические обязанности и права граждан России прописаны в принятом в новой редакции 10 января 2002 года Законе РФ “Об охране окружающей природной среды”, который прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия. В соответствии со статьей 64 данного закона, в РФ осуществляется три вида экологического контроля – государственный, производственный и общественный.

Правила пользования отдельными ресурсами установлены Земельным, Лесным, Водным кодексами и Законом РФ “О недрах”.
Осенью 2002 года правительство РФ одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации и план действий по ее реализации. В составе правительства РФ была образована Федеральная служба по экологическому и технологическому контролю.

Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации. Основной проблемой в этом случае является обеспечение соблюдения требований указанных законов.

27 января 2009 года было принято постановление правительства Российской Федерации “Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)”.

В апреле 2012 года президент России Дмитрий Медведев утвердил “Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года”, которые стали первым в истории России документом такого уровня, определяющим долгосрочную экологическую стратегию страны.

Документ определяет принципы охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Так же документ вводит обязательную экологическую экспертизу проектов, предлагает исходить из “презумпции экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности”, а также “запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды”.

Источник: https://ria.ru/20120605/662412822.html

Лекция 12. История Российского природоохранного законодательства

Первый закон об охране природы

Охрана окружающей природной среды в нашей стране регулируется на государственном уровне.

Россия стала одной из первых стран, в которой была создана нормативно-правовая база регулирования охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Первый закон об охране природы был принят в РСФСР в 19560 г.

В США подобный закон был принят на 10 лет позже. Первое официальное международное мероприятие, посвященное вопросам охраны окружающей среды, — Стокгольмская конференция ООН — состоялась в 1972 г.

Система экологического законодательства в России состоит из двух подсистем: природоресурсного и природоохранного. В приро-

доресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.

), Закон РФ “О недрах” от 21 февраля 1992 г. № 2395-I (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ), Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.

№ 52-ФЗ “О животном мире”.

В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, Федеральный закон от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральный закон от 23 ноября 19955 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, Федеральный закон то 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

[attention type=yellow]
Формирование российского экологического законодательства состоит из трех основных этапов:
[/attention]

· возникновение, становление и развитие в рамках земельного права;

· развитие в рамках природоресурсных отрослей;

· выход за рамки природоресурсных отрослей.

Первый этап (1917 — 1968 гг.). Первым нормативно-правовым актом советского государства явился Декрет о земле от 26 апреля (8 ноября) 1917 г.

Основной его целью было изменение экономических отношений по землепользованию, но в то же время он закладывал основу для отношений экологических, так как устанавливал изъятия земли из товарных отношений, а значит, создавал условия для ее охраны. Далее были приняты декреты: о лесах от 27 мая 1918 г.

; о недрах земли от 30 апреля 1919 г.; об охране памятников природы, садов и парков от 16 октября 1921 г. и др. В этих нормативных актах были намечены тенденции к бережному использованию природных объектов.

В конце 50-х — начале 60-х гг. были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР.

Второй этап (1969 — 1988 гг.).Этот период характеризуется тем, что активно формируются природоресурсные отрасли права. Принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), Основы за-

конодательства о недрах (1975 г), Основы лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты два союзных закона — об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха.

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст. 18 и 42 Конституции СССР).

Этот период ознаменовался несколькими крупными катастрофами: Чернобыльская авария, катастрофа Ладожского озера и Аральского моря. Эти катастрофы потребовали принятия неотложных мер в совершенствовании отношений общества и природы.

Третий этап (1989 г. — по настоящее время).Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к экологопользованию:

· была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР);

· было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомпроироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы;

· была введена за выбросы веществ, загрязняющих окружающих природную среду.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности на землюю и иные природные ресурсы, а также право граждан на благоприятную окружающую среду.

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодатель-

ство Российской Федерации.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды”

Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно- правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Общая характеристика закона

[attention type=red]
Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и человека. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:
[/attention]

1. Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам.

Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований.

К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.

2. Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.

3. Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека.

С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.

4. Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологи-

[attention type=green]
ческих и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке
[/attention]

5. Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия.

Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и в84 статей.

Нормативные акты по рациональному

Природопользованию

Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные.

Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ “О недрах”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральный закон “О животном мире”.

Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.

1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собствен-

ности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.

2. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия “охрана и рациональное использование природного ресурса”.

Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т.д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения.

Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т.е. чистота.

3. Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права — это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.

Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного т.д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности.

Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона.

Земельный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

· поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

· защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

· предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нане-

сения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Водным кодексом РФ предусмотрено, что “лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.

2. Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства.

3. Дайте общую характеристику Федерального закона “Об охране окружающей среды”.

4. Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?

5. Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

6. Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

7. Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?



Источник: https://infopedia.su/5x4b6c.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.