Пикетирование в рф

Можно ли в России протестовать против власти? — Meduza

Пикетирование в рф
Перейти к материалам

Да. Это право записано в главном законе России — Конституции. Статья № 31 гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» призван обеспечить гражданам реализацию их конституционного права.

Согласно закону, целью всех перечисленных выше видов акций может быть свободное выражение мнений и выдвижение требований по политическим, экономическим и другим вопросам.

Правда, по некоторым вопросам власти запрещают устраивать митинги в принципе: в частности, ЛГБТ-активистам из года в год не давали проводить акции в защиту своих прав — это началось еще до того, как у чиновников появилась возможность ссылаться на закон о запрете на «пропаганду нетрадиционных отношений».

По закону собрание — это встреча в специально отведенном для этого месте. Например, в «гайд-парке», то есть на специальной площадке, которые власти начали строить в прошлом году (есть, например, в Москве, Петербурге и Краснодаре).

Митинг — это «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Если говорить совсем просто, во время митинга люди стоят на месте, а во время шествия и демонстрации куда-то идут.

При этом шествие предполагает движение по заранее определенному маршруту, а в определении демонстрации о маршрутах ничего не говорится. Пикетирование — митинг, который проводится у какого-то здания и без звукоусиливающей техники. 

О других форматах закон ничего не говорит. Если участники хотят собраться в каком-то формате, который не упоминается в законе — например, на народный сход или прогулку — власти могут счесть эту акцию митингом, шествием, собранием, демонстрацией или пикетированием. 

Нет. Для того, чтобы выйти на митинг, собрание, шествие или демонстрацию, нужно не ранее, чем за 2 недели, но не позднее чем за 10 дней уведомить власти — даже если против этих самых властей вы и выступаете.

Организаторы должны подать уведомление, в нем сообщить свои данные и контакты, рассказать, что за мероприятие планируется, с какой целью, где они собираются его проводить, сколько — примерно — людей придет, и как будет обеспечена их безопасность. Если речь о шествии, нужно указать, по какому маршруту оно запланировано.

Закон также предписывает особо оговаривать мероприятия с использованием транспортных средств — например, автопробеги или велопрогулки. Для пикетирования правила такие же, но подавать заявку можно за 3 дня. С точки зрения закона, единственный способ публично выразить свое мнение без предварительного согласования с властью — одиночный пикет.

При этом если вы не единственный пикетчик, расстояние до ближайшего единомышленника не может быть меньше 50 метров (такая норма действует в Москве, в других регионах расстояние может быть меньше). 

Нет. Просто сообщить о готовящемся собрании можно только в том случае, если вы хотите протестовать в «гайд-парке». Но надо убедиться, что это время еще не занято другими. Для всех остальных форм протеста надо не просто уведомить власти, а согласовать с ними все условия. 

Нет. Только с 7 утра до 10 вечера. Ночью можно проводить только некоторые культурные и мемориальные мероприятия.

Нет. Власти могут потребовать перенести акцию, если решат, что место ее проведения находится слишком близко к опасным объектам (например, производственным), путепроводам, железным дорогам, нефтепроводам, газопроводам, высоковольтным линиям электоропередач и пр.

 Нельзя собираться рядом с резиденциями главы страны, судами, тюрьмами, изоляторами, колониями и спецприемниками. Нельзя собираться рядом с российской границей, если нет разрешения от пограничников.

Также акцию не согласуют, если организатор: не гражданин России; признан недееспособным; имеет непогашенную судимость по определенным статьям; в течение года до предполагаемой даты акции дважды привлекался по административным статьям за нарушение правил проведения акций и неповиновение полиции. Власти обязаны в течение трех дней ответить на заявку организаторов — согласовать или предложить альтернативу. 

Организаторы должны не позднее, чем за три дня до акции сообщить властям, устраивает или не устраивает их встречное предложение. Если не устраивает, его можно обжаловать. Но, по данным правозащитной организации ОВД-Инфо, власти обычно рассматривают жалобы уже после даты, на которую было назначено мероприятие.

Нет. Помимо оружия и боеприпасов нельзя приносить на собрание колющие и режущие предметы, пиротехнику, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные изделия (спички и зажигалки можно), химические вещества и другие материалы, которые можно использовать для задымления. Нельзя приносить любые предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Нельзя приносить спиртное.

Неизвестно. Во время громких процессов людям часто не хватает места в зале суда и они собираются возле здания. Такие случаи власти иногда рассматривают как несогласованные митинги и задерживают участников.

Административная или уголовная ответственность. Если власти считают то или иное собрание людей несогласованной акцией, оно часто заканчивается массовыми задержаниями. Только за первые три месяца 2014 года и только в Москве полиция задержала более полутора тысяч человек. На согласованных акциях тоже иногда задерживают людей, но редко.

Профильная статья — о нарушениях правил проведения публичных мероприятий (20.2 административного кодекса) предусматривает штраф от 10 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 200 часов или административный арест до 30 суток.

Вторая по популярности статья, применяемая сотрудниками ОВД к протестующим — неповиновение законным требованиям представителям власти, 19.3 — 500-5000 рублей штрафа или административный арест до 30 суток. Самые строгие наказания назначаются за повторные нарушения. Тем, кто за 180 дней более трех раз привлекался по 20.2 и 19.

3, грозит уголовное преследование и гораздо более жесткое наказание: от 600 тысяч до миллиона рублей (или зарплаты за 2-3 года) штрафа, обязательные, принудительные или исправительные работы, или лишение свободы сроком до 5 лет. Иногда участников акций привлекают и по другим статьям: например, за мелкое хулиганство.

По словам правозащитников и задержанных, полиция, как правило, задерживает участников собрания, чтобы прекратить акцию, а в ОВД задержанным выписывают протоколы «под копирку» по какой-либо из набора подходящих статей.

Суды полностью доверяют показаниям сотрудников правоохранительных органов, хотя в суде часто выступают не те полицейские, которые проводили задержание. При этом нарушения со стороны полицейских — задержание без объяснения причин, грубое обращение, ложные показания в протоколе — остаются без внимания. 

С точки зрения Конституционного суда — да. КС предъявлял претензии по отдельным статьям закона о публичных мероприятиях, но в целом никогда его не оспаривал. 

Источник: https://meduza.io/cards/mozhno-li-v-rossii-protestovat-protiv-vlasti

Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ

Пикетирование в рф

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
“О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

8 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г., 21 июля, 4 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 11 октября 2018 г., 30 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль

19 июня 2004 года

N 54-ФЗ

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ.

Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 22 июня 2004 г. N 111, в “Российской газете” от 23 июня 2004 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 541-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 497-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/12135831/

Политический карантин: почему в Москве наказывают за одиночные пикеты

Пикетирование в рф

В России во время пандемии COVID-19 начали особенно активно задерживать и судить за проведение одиночных пикетов.

При этом власти ссылаются на запрет массовых мероприятий в период карантина, который тем не менее не мешает проводить другие коллективные действа вроде спортивных марафонов.

Эксперты опасаются, что на самом деле запреты на этот, казалось бы последний оказавшийся вне чёткой регламентации, вид протеста хотят продлить и на время после так называемого «карантина». Особенно эта ситуация заметна в Москве.

26 мая журналист и муниципальный депутат района Хамовники Илья Азар вышел с плакатом в поддержку арестованного создателя интернет-сообщества «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова. Депутата задержали, а вместе с ним — других участников акции, которые также вышли, чтобы постоять в одиночных пикетах. Позже Тверской районный суд Москвы арестовал Илью Азара на 15 суток.

Илья АзарСергей Лантюхов/NEWS.ru

В поддержку своего коллеги стали выходить на улицы и вставать в одиночные пикеты другие журналисты и просто сочувствующие ему жители столицы.

Как правило, их также задерживали и доставляли в отделы полиции, правда, многих отпускали без протокола, но кого-то — нет.

Похожая картина повторялась и при следующих акциях — в поддержку псковской журналистки Светланы Прокопьевой, Ивана Сафронова и других. В итоге Азар создал проект «Пикетмэн», где собирают деньги на оплату штрафов одиночным пикетчикам.

Одиночные пикеты в Москве разгоняются так, будто это массовые беспорядки Практически всем пикетчикам выносят штраф (10–20 тысяч рублей), а при повторном нарушении отправляют их либо под арест (максимум на 30 суток, обычно на 15–20), либо штрафуют на 200–300 тысяч рублей. Сейчас выйти в одиночный пикет даже опаснее, чем прийти на несогласованную массовую акцию. В нынешних условиях каждый одиночный пикетчик — это супергерой, это Пикетмэн или Пикетвумэн. Власти решили под шумок окончательно уничтожить свободу собраний и свободу публичного выражения мнения, поэтому мне кажется важным поддержать людей, выходящих в одиночные пикеты и готовых рискнуть своей свободой или благосостоянием ради общества, ради солидарности с политическими заключёнными, — говорится на сайте проекта.

В сообщении речь идёт о том, что власти объясняют разгоны одиночных пикетов пандемией коронавируса и объявленным из-за неё запретом на массовые мероприятия.

Об этом журналистам рассказала уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева, которая делала запрос в правоохранительные органы.

Из полученных ответов она узнала, что «одиночный пикет приравнивается сегодня к публичному мероприятию, потому что рядом с одиночным пикетом собираются журналисты, прохожие, и в период пандемии это несёт угрозу жизни и здоровью людей, которые собираются рядом.

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Илья Азар объяснил NEWS.ru, почему опасается, что после отмены карантина разгон одиночных пикетов не прекратится.

Это что называется наведение тени на плетень. Когда меня задержали 26 мая, выдали два протокола: нарушение самоизоляции и 20.2 (административная статья «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». — NEWS.ru).

Если бы мне и другим выдавали только протокол за нарушения самоизоляции, я бы ещё мог согласиться. Мы также видим, что публичные мероприятия уже спокойно проходят. Например, недавно состоялся марафон. Также начинают открываться кинотеатры. Получается массовый забег — можно, а одиночный пикет, где априори люди выдерживают дистанцию — нельзя.

Это просто смешно.

Действительно, 2 августа в столице прошёл забег, в котором приняло участие 16 тысяч человек. 5 августа ожидаются массовые гулянья, посвящённые Дню города. Эпидемиолог Василий Власов, комментируя для СМИ проведение марафона, заявил, что оно, «конечно, даст толчок к распространению инфекции».

То, что московские власти сейчас проводят марафон — это преступление против защиты людей. Явным образом люди наслаждаются близостью друг к другу. Это очень заразительно. После проведения такого забега нужно быть лунатиком, чтобы отказать себе в удовольствии пойти пожарить шашлыки, — сказал Власов.

По мнению Азара, происходящее противоречит позиции Верховного суда России. Он обращает внимание на то, что теперь, когда поучаствовать в одиночном пикете хотят несколько человек и они стоят, дожидаясь своей очереди, их задерживают и выписывают протоколы по всё той же статье 20.

2 КоАП РФ, хотя раньше она применялась только к несогласованным акциям. В протоколах пишут, что на самом деле — это скрытая форма массовых мероприятий.

Верховный суд же разъяснял, что статья может применяться к одиночным пикетам, только если они проходят в одно время в разных местах, добавил депутат.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Однако в протоколах задержанных указывалось, что так как пикеты были объединены общей идеей, их можно считать за одно мероприятие, которое, в свою очередь, требует согласования. При этом сотрудники правоохранительных органов ссылались на то же разъяснение Верховного суда.

Запрет на пикеты — удар по последней возможности россиянина свободно высказать свою точку зрения, так как всё остальное — митинги, демонстрации и прочее согласовываются только, когда власти самой это нужно. Даже за пост в фейсбуке можно получить срок за высказывание своей позиции, — высказывает опасения Азар.

Как рассказал депутат, его проекту пожертвовали примерно 350 тысяч рублей за те полнедели, что он существует. По его словам, потребность в таком проекте была уже давно.

Боюсь, как бы не навсегда. Об этом даже думать не хочется. В таком случае собрать денег для всех мы не сможем, — добавляет Азар.

Учитывая, что, по данным ОВД-инфо, в этом году было задержано на одиночных пикетах уже 269 человек, «Пикетмэн» будет существовать дольше и пытаться собрать больше. Особенно с учётом того, что многим сейчас грозит восьмая часть статьи 20.

2 КоАП РФ (повторное нарушение правил проведения публичных мероприятий. — NEWS.ru), а по ней назначают 150–300 тысяч штрафа.

Политолог Екатерина Шульман в беседе с NEWS.ru высказала точку зрения, что задержания пикетчиков имеет цель заставить замолчать самых активных протестующих. 

Люди время от времени хотят что-то сказать и быть услышанными. При этом это нужно делать так, чтобы не было конфликтов. С этой точки зрения одиночный пикет — идеальный вариант. Зачем против них бороться — не совсем понятно.

Более того, получается не очень хорошая ситуация, когда одиночные пикеты не согласовываются, но при этом, как показывает пример Хабаровска, Коми и других, когда люди массово выходят, их никто не останавливает и, на самом деле, не может остановить.

Да, проводят одиночные репрессии против организаторов, но тем не менее подавляющие число участников массовых протестов приходят и уходят без вреда. Это наводит на дурные мысли: если уж выходить, то массово и без согласования.

Получается, что наиболее мирный и не нарушающий городскую жизнь вид выражения позиции — одиночный пикет — криминализируется, а самый «мешающий» вид (как минимум проезду машин) легализуется. Получается бессмыслица. Так бывает, когда из-за желания всё заасфальтировать рушится правовая рамка, первоначальная цель которой — сделать максимально безопасным выражение своей политической позиции.

В мэрии Москвы не смогли ответить на вопросы NEWS.ru к моменту публикации статьи.

Источник: https://news.ru/investigations/politicheskij-karantin-pochemu-v-moskve-nakazyvayut-za-odinochnye-pikety/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.