Семейное обучение в школе что это такое

Содержание

Что нового в законе о семейной форме образования в 2020 г

Семейное обучение в школе что это такое

Некоторые родители в силу определённых жизненных обстоятельств или личных убеждений решают обучать своих детей вне стен образовательной организации. Подобная форма (семейная) предусмотрена и регулируется федеральным законом №273 «Об образовании в РФ».

По этому документу законные представители могут выбирать любую форму обучения для своих детей, в том числе и семейную. Но в этой форме образования есть свои особенности. Вся ответственность ложится на плечи родителей, которые приняли это решение.

Для того, чтобы организовать «надомное» обучение, надо понимать, как организовать сам процесс получения знаний, ну и ориентироваться в вопросе прохождения аттестаций.

Многие путают понятия «семейное обучение» и «домашнее обучение». Это два совершенно разных понятия.

Домашнее – это процесс, организованный школой. То есть ребёнок по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение, и поэтому учителя проводят уроки с ним индивидуально на дому. В домашнем обучении за весь процесс отвечает образовательное учреждение.

Семейную же форму – организовывают сами родители и они же несут полную ответственность за получение знаний их чадом. Для перехода на семейную форму образования не нужна какая-то особая причина (например, болезнь), достаточно просто родительского и детского желания учиться дома.

Переход на СО должен осуществляться на основании следующих нормативных документов:

§ закон «Об образовании»;

§ приказ Минобразования №1015;

§ письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;

§ приказ Минобразования №1400;

§ ФГОС;

§ законодательные акты отдельных субъектов России (в зависимости от места проживания семьи).

Решение учиться или не учиться в школе могут принимать только родители или законные представители. Никто не вправе запретить им сделать этот выбор. По закону также можно в любое время вернуться с СО обратно в школьное учреждение.

Для перехода на семейную форму по закону достаточно написать заявление в местное управление образования, и в СОШ где ранее учился ребенок.

Если это только будущий первоклассник, то заявление нужно писать только в департамент образования. Никакие другие документы для перехода не нужны.

Переход на семейное обучение можно осуществить в любой момент учебного года, и никто не имеет права препятствовать этому.

Если ученик будет проходить ежегодную аттестацию в «своей» школе, а не на сторонней площадке, то тогда необходимо написать заявление на имя директора образовательной организации, чтобы ребёнка зачислили на экстернат для прохождения аттестации. Каждая школа имеет свои правила проверки знаний. В одной аттестация может быть каждую четверть, в другой – раз в год.

По закону, согласование аттестации не является обязательным, но трудно представить, как она возможна, если о ней заранее не договориться со школой… Поэтому, во избежание лишней нервотрёпки лучше это сделать, так будет комфортнее прежде всего аттестующемуся. Если по итогам проверки знаний ребёнок получает неуд, и он не будет ликвидирован, то ученика могут перевести на обучение в образовательное учреждение.

Всех этих нюансов можно избежать, если сдавать промежуточную аттестацию на сторонней площадке, как это делаем мы, вот уже два года нам в этом помогает сервис «Хочу учиться».

Кроме того, сотрудники департамента образования, возможно, будут звонить родителям и узнавать, как идёт процесс получения знаний. Это обычная практика, так как ребёнок будет числиться у них на учёте, как обучающийся на СО.

По статье 44-ой федерального закона всю ответственность за подобное «свободное» обучение берут на себя родители или опекуны. Школа будет отвечать только за процесс аттестации.

В статье 17 нового ФЗ указано, что семейное обучение осуществляется за пределами школы, а значит, школа не имеет права вмешиваться в его процесс.

Если вы сделали выбор в пользу альтернативного образования для своих детей, то, прежде всего, на этом пути стоит руководствоваться здравым смыслом, знанием закона (прав и обязанностей) и уверенностью в правильности своего выбора!

Автор: Марина Каракчиева, практикующий психолог, мама ребёнка на СО

ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн

Источник: https://zen.yandex.ru/media/schoolattestation/chto-novogo-v-zakone-o-semeinoi-forme-obrazovaniia-v-2020-g-5f638db735960479b91d7476

Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи

Семейное обучение в школе что это такое

Кадр из фильма «Семейка Адамс»

Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.

Терминология

Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.

Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.

Принятие решения

Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком.

Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?».

И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.

Бюрократия и начало

Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором.

На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их.

Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании.

После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.

Денежная компенсация

На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители.

Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать.

Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.

Выяснение программы

Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года.

Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники.

Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.

Подготовка

Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля.

Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного.

Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.

Расписание

Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории.

Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы.

Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.

Процесс обучения

  1. Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете.

    Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам.

    В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.

  2. Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.

  3. Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.

Закрепление пройденного

Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.

Репетиторы и помощники

Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор.

В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам.

Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.

Распорядок дня

Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена.

С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно.

Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.

Экзамены

За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание.

Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать.

Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться.

Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.

Время и деньги

На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора.

Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками.

Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.

И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.

«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»

Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.

«Мама работает?»

Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.

«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»

В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет.

В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения.

Купить сейчас можно практически всё, что угодно.

«Что труднее всего далось?»

Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.

«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»

Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.

«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»

Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.

«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»

Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.

«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»

Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен.

У него будет несколько возможностей пересдать его.

Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.

Источник: https://mel.fm/blog/fina-safonova/74593-semeynoye-obrazovaniye-na-praktike-samy-podrobny-gid-ot-praktikuyushchey-semi

Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка :: РБК Тренды

Семейное обучение в школе что это такое

Erik De Castro / REUTERS

Интерес к школьному веб-образованию в России растет ежегодно. Увеличивается и число предлагающих такие услуги школ. Какие есть плюсы и минусы у обучения в кругу семьи и стоит ли игра свеч?

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году.

По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников).

Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.

Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе.

Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам.

Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье.

Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.

Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Правовые особенности домашнего обучения

Согласно ‌«Закон‌у ‌об‌ ‌Образовании»‌ ‌ (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования -‌ ‌в‌ ‌школе‌ ‌ (образовательной‌ ‌организации) ‌ ‌и‌ ‌дома.‌ ‌В‌ ‌старших‌ ‌классах‌ ‌семейное‌ ‌образование‌ ‌называется‌ ‌«самообразованием», ‌ ‌но‌ смысл самого процесса остается прежним.

Итоговые аттестации ‌ (ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ) ‌ проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.

В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком.

Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее.

В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений.

Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

  • Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
  • Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
  • Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌
  • Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

  • Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
  • Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
  • Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
  • Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

Минусы:

  • Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
  • Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
  • Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
  • Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме.

Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д).

Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения.

Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:

  1. Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
  2. Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
  3. Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.

Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы. Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций.

В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения.

Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека.

И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования.

Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора.

Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена.

Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.

Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера.

Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает ые ответы как неверные.

Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.

Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте.

Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция).

И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.

Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.

Источник: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e7cc6fd9a79471501bb1e2e

Переход на семейное образование по шагам – как оформить семейную форму обучения ребёнка в школе?

Семейное обучение в школе что это такое

Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.

Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании девяти классов.

Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.

Шаг 1. Уведомите органы управления образования

При переходе на семейное образование в первую очередь проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.

Когда подавать документы

Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах Российской Федерации есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.

Как заполнять 

Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Образец заявления →

Кому отправлять

Уведомление о переводе на семейное обучение направляется в управление или департамент образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.

Как отправлять 

Выберите удобный для вас способ:

  • Лично. Оформите заявление на семейное обучение в двух экземплярах. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано. 
  • По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.  
  • Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление о переводе на семейное обучение в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот. 

Шаг 2. Отчислитесь из школы

Второй, не менее важный этап при переходе на семейное образование. Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

Как заполнять

Попросите шаблон в администрации образовательной организации. 

‍Образец заявления →

Как отправлять

Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.

Что дальше

Если ваша «старая» школа работает с детьми на семейном обучении, переходите к следующему шагу.

Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения.

В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу и оформить семейное образование без лишних хлопот.‍

Шаг 3. Выберите школу для аттестаций

Следующий важный момент в переводе ребёнка на семейное обучение — выбор школы и прикрепление к ней. Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.

Шаг 4. Подпишите договор при переходе на семейное обучение

Это необязательный шаг, но крайне желательный при переводе ребёнка на семейное обучение. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.

Шаг 5. Организуйте учебный процесс

Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам. 

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать семейное обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную.

Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ.

В программу входят базовые курсы, это минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные наставники.

Шаг 6. Наслаждайтесь результатами после перевода ребёнка на семейное обучение

Формальности по переводу и организации семейного обучения соблюдены, и теперь начинается новая страница в жизни вашей семьи. Теперь вы вместе с ребёнком расставляете приоритеты в учёбе и строите планы самостоятельно. 

Желаем удачи!

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/tutorial-so

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий

Семейное обучение в школе что это такое

В прошлом учебном году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования.

Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг).

Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями.

    (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.

    )

  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.

Читайте по теме

2

0

72864

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.