В каком году принят закон об образовании

История и последствия принятия Закона РФ «Об образовании», а также его особенности

В каком году принят закон об образовании

В теме раскрыты такие вопросы:

  • Как был принят закон «Об образовании» в РФ.
  • Нормативные последствия принятия закона.
  • Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации.

История принятия закона «Об образовании» в РФ

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят 2012 года в декабре. Новый закон «Об образовании» был принят тогда, когда старый закон стал неподходящим под потребности современного общества и систему образования. Был виден большой разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее возможностями.

Законодательная база имела недочеты и не охватывала разные новые направления и явления в обучении. Выделяют такие направления, которые не охватывались:

  • Ресурсы в электронном виде.
  • Платные услуги в образовании.
  • Взаимодействие образовательных и других организаций.
  • Работа негосударственных образовательных учреждений.
  • Административные запреты по старому закону.
  • Статус образовательных программ.

Введение закона «Об образовании» в РФ – это сложный процесс. Обсуждение концепции, предложения и замечания начали обговариваться с декабря 2010 года. В августе 2011 года на специальном собрании работниками сферы образования был согласован новый закон.

Затем был передан в Государственную Думу, где продолжились обсуждения. Коммунистами был предложен законопроект «О народном образовании», который стал неудачным. Он был отклонен по причине недостачи региональных бюджетов. Также он не учитывал новое образование в стране.

Закон «Об образовании» был принят на третьем чтении в декабре 2012 года Государственной Думой.

Нормативные последствия принятия закона

Принятие закона прекратило функционирование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Основным стал Федеральный закон «Об образовании» №273, который регламентировал правовую сторону системы образования.

Чтобы привести к соответствию уже существующие нормативные акты, был принят закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (определенных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании» в РФ» Государственной Думой в 2013 году.

Особенности закона «Об образовании» в Российской Федерации

Закон позволил исправить недостатки в правовом поле системы обучения. На рисунке возможно увидеть отношения сферы образования, регулируемые законом.

Замечание 1

Главным преимуществом нового закона стала возможность регулирования содержания образования. На законодательном уровне были установлены определённые требования к стандартам и программам обучения.

Были четко регламентированы взаимоотношения, обязанности и права участников образовательного процесса. Права граждан практически не изменились. Была только отмена ограничения на оплату в дошкольных учреждениях.

Опиши задание

В новом законе присутствовали такие уровни общего обучения:

  • Дошкольное обучение.
  • Начальное общее обучение.
  • Основное общее обучение.
  • Среднее общее обучение.

По закону «Об образовании» дошкольное обучение входило в структуру общего обучения. Поэтому финансирование дошкольных учреждений проходило также, как и школьное. Некоторые финансы были возложены на субъекты Российской Федерации, а некоторые – на муниципалитеты. Такие действия принесли хорошие результаты.

Закон охватывал и дополнительное образование, которое делилось на три больших категории:

  • Дополнительное образование для детей.
  • Для взрослых.
  • Дополнительное профессиональное образование.

Замечание 2

Важной особенностью такой редакции закона было наличие дополнительного образования для взрослых. Такая группа предполагала наличие программ обучения, которые развивали взрослую личность.

По закону (часть 2, статья 3) Правительство Российской Федерации должно каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о деятельности государственной политики в сфере образования и размещать информацию на официальном сайте в интернете.

Был снят и закрыт вопрос получения религиозного или теологического обучения и изучения духовной культуры, про что пишется в 87 статье закона. Программы на тему духовного и нравственного обучения должны были проходить экспертизу в централизованной религиозной организации. Они должны были подходить под нормы содержания вероучения, исторических и культурных традиций существующей организации.

Разрабатывались новые программы обучения на основе ФГОС. После экспертизы такие программы входили в реестр примерных образовательных программ (ОПП). Такой реестр считается частью государственной информационной системы.

Про применение сетевых форм реализации образовательных программ идётся в 15 статье закона. В 16 статье выделяются вопросы реализации этих программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий обучения. Такие статьи полагались на современное общество.

Про проведение независимой оценки качества обучения речь шла в статье 95.

90-е года 20 столетия стали не самыми удачными для сферы издания учебников. В статье 18 был расписан порядок отбора организаций, которые выпускали учебники. В ранних актах обязанностям обучающихся было уделено недостаточно внимания.

На сегодня, в статье 43 закона «Об образовании» чётко расписаны обязанности и ответственность обучающихся.

Ученики должны добросовестно изучать образовательную программу, делать самостоятельный учебный план, посещать занятия, которые предусмотрены учебным или индивидуальным планом, выполнять задания, данные педагогами в рамках программы образования. В законе употребляются разные определения терминов «учащийся» и «обучающийся».

Определение 1

Учащийся – это особа, которая осваивает программу начального общего, основного общего или среднего общего обучения, и дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это особа, которая осваивает любую программу образования.

По этой причине учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считают учениками.

К обучающимся относят детей, которые посещают образовательные комплексы – школы и дошкольные учреждения. Родители имеют право получать всю информацию об обследованиях учеников, что подтверждает статья 44. Также родители могут отказаться от подобных исследований.

Определенный уровень заработной платы определен в законе №273-ФЗ. Такая плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В зависимости от продолжительности рабочего времени определены льготы. В рабочее время входит не только учебная деятельность, о и воспитательная, индивидуальная, творческая и исследовательская работа.

Академические права и свободы, ответственности и обязанности педагогов указаны в статьях 47 и 48.

Закон «Об образовании» должен показывать современную картину в сфере образования и чётко её регламентировать. Со времен закон может совершенствоваться и меняться.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/prinjatie-zakona-rf-ob-obrazovanii/

Закон РФ «Об образовании»

В каком году принят закон об образовании

Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят в декабре 2012 года. Его принятие было обусловлено необходимостью. Старый закон не удовлетворял кардинально изменившимся потребностям общества и образования в частности. Наблюдался очевидный разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее потребностями.

В законодательной базе были пробелы, она не охватывала многих новых направлений и явлений образования. К таким белым пятнам относились:

  • электронные образовательные ресурсы;
  • оказание коммерческих (платных) образовательных услуг;
  • процесс взаимодействия образовательных и прочих организаций;
  • деятельность негосударственных образовательных учреждений;
  • административные ограничения, налагаемые старым законом;
  • статус образовательных программ.

Путь нового закона «Об образовании в РФ» был сложным и тернистым. Почти год, начиная с декабря 2010 года, обсуждалась концепция закона, вносились предложения, замечания. В августе 2011 года новый закон был согласован работниками образования на специальном совещании. После этого закон был передан в Государственную Думу и обсуждения продолжились уже там.

Параллельно рассматривался законопроект «О народном образовании», предложенный коммунистами. Но уже в первом чтении он был отклонен. Данный законопроект не учитывал возможности региональных бюджетов и новый путь, на который уже ступило образование в нашей стране.

Закон об образовании был принят Государственной Думой только в третьем чтении в декабре 2012 года.

Нормативные последствия принятия закона

После вступления закона в силу прекратили свое существование более ста нормативных актов РСФСР и РФ. Федеральный закон №273 стал базовым, регламентирующим правовую часть системы образования.

Для приведения в соответствие с ним уже существующих нормативных актов Государственной Думой в 2013 году был принят еще один закон №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в РФ”.

Особенности закона «Об образовании в РФ»

Как уже говорилось выше закон, помог закрыть белые пятна в правовом поле системы образования. Из схемы на рисунке 1 видно, какие отношения в сфере образования регулирует закон.

Рис.1

Отличительной особенностью нового закона стало регулирование самого содержания образования. В частности установлены на законодательном уровне требования к образовательным стандартам и программам.

Четко регламентируются взаимоотношения, обязанности и права всех участников образовательного процесса. Следует отметить, что по новому закону граждане практически не потеряли в своих правах.

К исключениям можно отнести отмену ограничения на плату в дошкольных учреждениях.

В законе обозначены все уровни общего образования:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Данная структура показывает, что согласно закону об образовании, дошкольное образование включается в структуру общего образования. Соответственно финансирование дошкольных учреждений проходит по тому же принципу, что и школьное. Часть финансирования возложена на субъекты РФ и лишь часть на муниципалитеты. Положительные результаты такого решения очевидны.

В законе уделено внимание и дополнительному образованию. Все дополнительное образование делиться на три основные группы:

  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Отличительной особенностью текущей редакции закона можно считать введение такой категории, как дополнительное образование взрослых. Данная категория предполагает существование образовательных программ направленных на личностное развитие взрослого человека.

Закон в части 2 статьи 3 обязывает Правительство РФ каждый год предоставлять Федеральному Собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Закрыт вопрос о получении религиозного и теологического образования и изучении духовной культуры. Этому посвящена статья 87 закона. Все образовательные программы, касающиеся духовно-нравственного образования должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации.

Закон обязывает разрабатывать образовательные программы на основе ФГОС и после проведения экспертизы, на основании полученных результатов включаются в реестр примерных образовательных программ (ООП). Данный реестр является частью государственной информационной системы.

Статья 15 закона посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, а статья 16 описывает вопросы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Эти статьи были продиктованы требованиями времени.

Статья 95 регламентирует проведение независимой оценки качества образования.

В девяностые годы двадцатого века в области издания учебников царил хаос. Статья 18 закона «Об образовании» определяет порядок, согласно которого происходит отбор организаций, выпускающих учебные пособия. В предыдущих законодательных актах обязанностям обучающихся уделялось мало внимания.

Это были оторванные друг от друга части. Сегодня, в статье 43 очень подробно определены ответственность и обязанности обучающихся. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т.ч.

посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст.43).

В законе, согласно которого сегодня ведется процесс обучения дано разграничение понятий «учащийся» и «обучающийся».

Определение

Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу.

Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу. Таким образом ученики школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений считаются учащимися.

Если же в образовательный комплекс входят школа и дошкольное учреждение, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися. На сегодняшний день законодательно закреплено право родителей получать необходимую информацию обо всех обследованиях учеников. Это закреплено в статье 44. Родители имеют право отказаться от таких обследований, а так же получать результаты исследований.

В законе №273-ФЗ определен гарантированный уровень заработной платы педагогов. Их заработная плата должна быть не ниже средней заработной платы в субъекте РФ.

Определены льготы в части продолжительности рабочего времени.

Рабочее время, согласно закону, включает в себя не только учебную деятельность, но и воспитательную, индивидуальную работу, время на творческие и исследовательские изыскания.

Статьи 47 и 48 посвящены академическим правам и свободам, ответственности и обязанностям педагогических работников.

В заключении еще раз следует отметить, что закон «Об образовании в РФ» должен отражать текущую ситуацию в сфере образования и четко ее регламентировать. Соответственно закон будет претерпевать изменения и дорабатываться.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/zakon_rf_ob_obrazovanii_/

История нового закона об образовании

В каком году принят закон об образовании

Первые указы, регулирующие сферу образования, появились в Российской империи в XVIII веке. Открывались новые для нашей страны учебные заведения: университеты и корпуса, училища и школы. Все это требовало особого законодательного управления. Образование было преимущественно сословным, платным и позволить его могли лишь немногие граждане России.

Переломными стали 20-е годы XX века, когда в Конституции нового советского государства впервые было провозглашено всеобщее право на бесплатное образование.

Статья 45 утверждала обязательное среднее образование молодежи, развитие профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот, бесплатную выдачу школьных учебников и пр.

Несколько десятков постановлений советского правительства регулировали разные сферы педагогической и управленческой деятельности на всех уровнях. При этом СССР добился значительных успехов за несколько десятков лет: в стране почти 100% грамотность населения и одна из лучших систем образования в мире.

Образование в новой России регулировалось законом «Об образовании», который был принят в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой закон — «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для своего времени эти документы считались весьма прогрессивными: образовательные учреждения получили свободу, избавились от «штампованных» советских программ…

Но почти за 20 лет законы неоднократно «перекраивали»: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. По мнению экспертов, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.

Образовательный «кодекс»

Несколько лет назад было решено создать принципиально новый, интегрированный закон, в который бы вошли все поправки, накопившиеся за последние годы.

В результате рабочая группа под руководством Минобрнауки подготовила первый вариант закона «Об образовании в Российской Федерации».

Исходный текст был опубликован в мае 2010 года на сайте Министерства образования и науки РФ и обсуждался среди образовательного сообщества в течение полугода в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе ректоров России.

Отредактированный вариант законопроекта решено было открыть для общественного обсуждения на специальном сайте (zakonoproekt2010.ru). В результате обсуждение документа растянулось на несколько лет. К авторам документа с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений.

31 декабря 2012 года, спустя почти три года, новый закон был официально опубликован. В силу он вступит с 1 сентября 2013 года.

Плюсы и минусы нового закона

Итак, в чем же заключается новшество закона «Об образовании»?

Бесплатное образование, в том числе, высшее, теперь можно получить не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях (если у них есть гос. аккредитация).

Образование без дискриминации. Заявлена цель сделать качественное образование доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. В том числе, посредством организации инклюзивного образования.

Результаты ЕГЭ действительны 4 (четыре) года, следующие за годом получения свидетельства. Ранее эта цифра составляла только 18 месяцев. При этом, экзамен можно пересдавать ежегодно и выбирать для поступления в вузы наиболее высокие результаты.

Старшеклассники могут самостоятельно выбирать учебные курсы, как в своей школе, так и вне её с использованием электронного обучения. Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Одни из наиболее важных изменений касаются правил поступления в вузы. Многочисленные категории льготников, которые ранее пользовались правом зачисляться в вуз вне конкурса, получат возможность бесплатно учиться на подготовительных отделениях. Конкурсный отбор для них будет проходить в обычном порядке.

Уходит в историю начальное профессиональное образование. Среднее и высшее профессиональное образование, в свою очередь, будут максимально интегрированы. Более того, условия поступления в колледжи и техникумы будут упрощены — вступительные испытания останутся по нескольким направлениям.

Вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, при которой у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы.

Проект закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/law/history

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.