В ходе аудиторской проверки

Аудит: кому, когда и зачем нужно проведение аудита

В ходе аудиторской проверки

Аудит в широком смысле – это проверка деятельности компании. Рассмотрим, кто обязан проходить аудит, кто делает это добровольно, и зачем все это нужно бизнесменам.

Виды аудита

В начале статьи было сказано про аудит в широком смысле. Из этого можно сделать вывод, что бывает и «в узком». Речь идет об обязательном аудите, который касается только бухгалтерской отчетности.

Кроме того, предприятия, на которых обязанность проходить аудит не распространяется, могут пройти проверку добровольно. Такая форма контроля называется инициативным аудитом.

Оба перечисленных выше вида проверок производят «внешние» контролеры, т.е. представители сторонних для организации компаний. Но иногда бизнесмены проверяют сами себя, т.е. проводят внутренний аудит.

Обязательный аудит

Статья 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет, категории компаний, финансовая отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке:

  1. Акционерные общества.
  2. Компании, акции которых торгуются на бирже.
  3. Организации, формирующие консолидированную отчетность.
  4. Компании, достигшие определенных масштабов бизнеса:

— выручка за год – более 400 млн руб.

— активы баланса – более 60 млн руб.

  1. Организации, работающие в определенных сферах. Они перечислены в пп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ, а также в ряде других нормативных актов, регулирующих отдельные области деятельности. В частности, обязательный аудит распространяется на:

— финансовые организации (банки, страховые компании, МФО, фонды, профучастники рынка ценных бумаг и т.п.);

— застройщиков и жилищные кооперативы;

— саморегулируемые организации;

— организаторов азартных игр.

Все бизнесмены, подпадающие под перечисленные критерии, обязаны ежегодно проводить аудит финансовой отчетности.

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения

Непосредственно за непрохождение аудиторской проверки штрафные санкции законом не предусмотрены.

Однако бизнесмена могут наказать за непредставление обязательного аудиторского заключения в органы статистики. Сумма штрафа составит для юридического лица от 3 до 5 тыс. руб., а для виновного должностного лица – от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ)

Кроме того, при отсутствии обязательного аудиторского заключения в составе отчетности налоговики могут наказать должностное лицо за грубое нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф может (при повторном нарушении) достигнуть 20 тыс. руб. Также данная статья предусматривает дисквалификацию на срок до 2 лет.

Также аудиторское заключение относится к обязательной информации, которую должны публиковать эмитенты и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в частности – акционерные общества и различные инвестиционные фонды.

Если установленная законом информация не будет опубликована, то наказание будет весьма суровым. Компанию могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб., а должностное лицо – на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 15.19 КоАП РФ).

Инициативный аудит

Обязательный аудит – это весьма «специфическая» проверка. По сути он просто отвечает на вопрос: стоит ли доверять сведениям, изложенным в бухгалтерской отчетности, или нет.

А если владельцы бизнеса хотят, чтобы их компанию изучили более подробно, то они должны инициировать проверку самостоятельно.

Аудит, который проводится по инициативе самого предприятия – гораздо шире по охвату. Область проверки часто выходит за пределы не только бухгалтерской отчетности, но и финансов вообще. Существует аудит промышленный и кадровый, аудит безопасности и т.п.

Причины, по которым бизнесмены идут на дополнительные расходы, связанные с добровольным аудитом могут быть самыми разными:

  1. Смена собственников, руководителя или главного бухгалтера.
  2. Подготовка бизнеса к продаже.
  3. Сомнения в достоверности отчетных данных.
  4. Подготовка к налоговой или другой проверке.

Также аудит могут инициировать и «внешние» заказчики, естественно, согласовав это с владельцами бизнеса. Это могут быть, например, банки или другие потенциальные инвесторы.

Период, который охватывает добровольная аудиторская проверка, может быть самым различным – от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от поставленных задач.

Внутренний аудит

Средние и крупные компании часто проверяют «сами себя». Для этого в их составе организуются службы внутреннего аудита.

Задача этих структур – постоянный мониторинг всех ключевых бизнес-процессов в компании. Здесь, как и при добровольном внешнем аудите «охват» проверки может быть самым широким. Контролю подлежат не только финансы, но и производство, логистика, кадры, охрана труда и т.п.

Важным отличием внутреннего аудита от рассмотренных выше вариантов является его направленность и предоставление информации по результатам проверки.

Заключение по итогам обязательного аудита – это неотъемлемая часть бухгалтерской отчетности. Т.е. оно «по умолчанию» ориентировано на внешних пользователей.

Инициативный аудит, проводимый внешней компанией, тоже нередко производится для предоставления результатов «на сторону»: банкам, инвесторам и т.п.

А вот внутренний аудит используется в первую очередь для нужд управления. Основные пользователи отчетов служб внутреннего контроля – это руководство и собственники бизнеса.

Хотя в некоторых случаях уже упомянутые банки или инвесторы могут запросить у компании и внутренний аудиторский отчет. Предоставлять эти данные, или нет — остается на усмотрение руководства и собственников бизнеса.

Период каждой «внутренней» проверки определяется регламентами, принятыми в организации. Т.к. штатные аудиторские службы работают на постоянной основе, то обычно они последовательно контролируют всю деятельность компании без пропусков.

Вывод

Ряд категорий организаций обязаны ежегодно проводить аудит. Это акционерные общества, крупные компании, а также бизнесмены, занятые в отдельных сферах деятельности, например – в финансах.

Аудиторская проверка в данном случае касается только подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Заключение аудиторов прилагается к отчету и является его неотъемлемой частью. За отсутствие этого документа на компанию и ответственных должностных лиц могут быть наложены штрафы.

Если владельцы бизнеса хотят, чтобы их организацию проверили более подробно – они могут провести инициативный аудит.

Также представители среднего и крупного бизнеса часто создают собственные службы внутреннего аудита.

При проведении инициативного и внутреннего аудита проверяется не только достоверность учета, но и другие бизнес-процессы в компании.

Процедуры аудиторской проверки

В ходе аудиторской проверки

Определение 1

Аудиторские процедуры представляют собой определенный порядок действий аудиторов, в ходе которых они могут получать необходимые доказательства по конкретному участку аудита.

Можно выделить следующие аудиторские процедуры: тест средств внутреннего контроля (свк), процедуры проверки по существу.

Замечание 1

Тест (проверка) свк включает действия, осуществляемые для формирования аудиторских доказательств по отношению к надлежащей организации и эффективности действия систем бухучета и внутреннего контроля.

Аудитор использует тесты свк на основе собственного профессионального опыта или суждения, так и по требованиям федеральных стандартов работы аудиторов (ФПСАД № 8, ФСАД 5/2010).

Процедуры проверки по существу, как правило, включают процедуры обнаружения значительных искажений на уровне утверждений. Их можно разделить на 2 типа: аналитические процедуры и детальные тесты операций, сальдо счетов, раскрытие информации. Целью проверки является формирование аудиторских доказательств, которые необходимы для анализа существенных искажений финансовой отчетности.

Стандарты аудиторской деятельности, включая Перечень процедур аудита, установленный российским ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», включая их состав, можно рассмотреть с помощью табл. 1.

Таблица 1. Процедуры получения доказательств в ходе аудита

Аудиторскиепроцедуры и особенности
ИнспектированиеПроверяются записи, документация на бумажных или электронных носителях, проводится физический осмотр материальных активов.
Материальные активы подвергаются проверке с целью удостоверения в их существовании. Она не обязательно проводится по отношению к праву собственности или стоимости.
НаблюдениеРассматриваются процессы или процедуры, которые выполняются другими субъектами, включая сотрудников проверяемого предприятия.
ЗапросПроизводится поиск информации у осведомленных лиц и оценка ответов. Информацию можно найти в пределах и за пределами нахождения проверяемого субъекта.В соответствии с формой запросы могут быть:• официальными письменными, адресованными третьим лицам;• неформальными устными вопросами, которые направлены в адрес проверяемого субъекта.
ПодтверждениеПолучение ответ в письменной форме в виде бумажного или электронного носителя напрямую от третьей стороны. Он может быть получен на запрос подтверждения информации, которая включена в бухгалтерские записи (примером может быть подтверждение дебиторки непосредственно дебиторами).
ПересчетПроверяется точность арифметических расчетов, проведенных в первичных документах и бухгалтерских записях. Аудитор может проводить расчеты самостоятельно. Пересчет можно осуществить при использовании информационных технологий (например, получение электронных файлов от субъекта и использование КПА с целью проверить точность резюмирования файла)
Повторное проведениеАудитор независимо осуществляет выполнение процедур, первоначально выполненных как часть внутреннего контроля.
АналитическиепроцедурыПроисходит анализ и оценка полученных аудитором сведений, исследуются важные финансовые и экономические показатели проверяемого субъекта для того, чтобы выявить необычные и (или) неправильно отраженные учетом хозяйственные операции. Также эта процедура предполагает выявление причин этих искажений и ошибок.

Опиши задание

Выбор аудиторских процедур

Процедуры аудиторской проверки аудитором выбираются с вниманием на ограниченный характер некоторых процедур.

Пример 1

Факт наличия ценных бумаг не может быть доказательством по отношению к правам на них и их стоимостной оценке. Процедура наблюдения ограничивается временными рамками в тех случаях, когда происходит ее проведение. Процесс запроса сам по себе не способен дать необходимых и достаточных аудиторских доказательств отсутствия существенных искажений.

Одна и та же система процедур аудита иногда обеспечивает формирование аудиторских доказательств, которые являются уместными по отношению к одним утверждениям руководства, но неуместными по отношению к другим.

По этой причине для формирования совокупности уместных аудиторских доказательств важна целевая направленность аудиторской процедуры с определением утверждения руководства (существование, полнота, оценка и т.п.

), которое подлежит проверке.

Пример 2

Так, когда цель аудитора состоит в том, чтобы выявить завышенную кредиторскую задолженность по части утверждения существования (оценки), уместная аудиторская процедура представлена тестированием остатка по счету кредиторской задолженности. Когда основная цель проверки заключается в выявление занижения кредиторской задолженности, то необходимо тестировать последующие платежи и неоплаченные документы поставщиков.

В связи с рассмотренным выше, можно отметить, что именно по отношению к аудиторским процедурам важным является понятие «объем аудита».

Определение 2

Объем аудита включает аудиторские процедуры, которые, как считает аудитор, необходимы в ходе проверки для достижения цели. Выбор процедур — предмет профессионального суждения аудитора, который осуществляется при учете федеральных стандартов аудита, внутренних стандартов, используемых СРО, членом которой является аудитор.

Кроме стандартов аудитор, определяя объем аудита, должен обратить внимание на федеральные законы, прочие нормативно-правовые акты и, по необходимости, рассмотреть условия аудиторского задания и требования в области подготовки аудиторского заключения (п. 5 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»)..

Замечание 2

Требования к применению аналитических процедур регулируются ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228). В международной практике использование аналитических процедур регулирует MCA 520 с аналогичным названием.

В соответствии с обозначенными стандартами аналитические процедуры состоят из нескольких действий:

  • рассматривается финансовая и другая информация о проверяемом субъекте и сравнивается с информацией за предыдущие периоды, ожидаемым результатом, работой аналогичных компаний (например, сравнивается отношение суммы выручки от продаж проверяемого субъекта к сумме дебиторской задолженности и средние отраслевые показатели или показатели других субъектов сопоставимого размера в этой же отрасли);
  • рассматриваются взаимосвязи между элементами, предположительно соответствующими прогнозируемому образцу (по опыту проверяемого субъекта); финансовой и прочей информацией (например, между затратами по оплате труда и числом рабочих).

Аналитические процедуры осуществляются различными способами: простым сравнением, комплексным анализом, сложными статистическими методами и др.

Аудитор использует их на всех стадиях аудита, а с их помощью при осуществлении планирования аудита достигается понимание деятельности проверяемых лиц.

Аудитор в этом случае может выявить значимые для проверки сферы и область возможного риска.

Аудитор проверяет и показатели сложности, объем и сроков проведения аналитических процедур, которые напрямую зависят от объема и сложности показателей финансовой отчетности проверяемого субъекта.

Особенности использования аналитических процедур

В случае, когда аудитор намеревается использовать аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, он принимает к учету п. 11 ФПСАД № 20, в котором прописаны:

  • цель аналитических процедур и надежность их результата;
  • особенности проверяемого субъекта и степень возможного дезагрегирования информации (так, аналитические процедуры способны привести к лучшим результатам, когда используются по отношению к финансовой информации по определенным видам деятельности или по выбранным подразделениям, цехам проверяемого субъекта, чем по отношению к его финансовой отчетности в целом);
  • информация финансового (смета, прогноз) и нефинансового (сумма выпущенных и реализованных единиц изделий) характера;
  • степень достоверности и уместности информации;
  • источник полученной информации (так, независимые источники считаются более надежными и характеризуются более объективной информацией, чем внутренние);
  • степень сопоставимости полученной информации (иногда необходимо дополнить и детализировать сведения в целом по отрасли для сравнения с показателями проверяемого субъекта, выпускающего или реализующего специализированную продукцию);
  • знания, которые аудитор получил во время проведения предыдущих проверок, включая степень понимания типичных проблем проверяемого субъекта, которые могут служить основой для замечаний и внесения корректив в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Стандарт № 20 также содержит рекомендации аудитору о необходимости использовать аналитические процедуры на итоговом этапе проверки в процессе формулирования общего вывода. Здесь необходимо ответить на вопрос, соответствует ли в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность мнению о работе проверяемого субъекта, которое сложилось у аудитора.

Вывод

В результате использования аналитических процедур в итоге проверки появляется возможность выявления вопросов и проблемных моментов, которые требуют проведение дополнительных аудиторских процедур.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/aditorskie-protsedury/

Обязательный аудит 2020: вся основная информация в одной статье | «Правовест Аудит»

В ходе аудиторской проверки

Обязательный аудит — это обязательная независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, цель которой — подтвердить правильность ведения учета и достоверность его бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основным документом, регламентирующим критерии обязательного аудита, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который обязует ежегодно подтверждать бухгалтерскую отчетность следующие организации:

  • акционерные общества. Все виды, включая АО и ПАО;
  • любые организации с выручкой более 400 млн руб. и балансовыми активами более 60 млн руб. за год, предшествующий отчетному, включая ООО и малые предприятия;
  • организации, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки и страховые компании, МФО, негосударственные пенсионные и инвестиционные фондов, политические партии, организаторов торгов и др.

По итогам обязательного аудита организация получает аудиторское заключение, которое представляется вместе с годовой отчетностью в ФНС (новые требования к отчетности за 2019 год). Аудиторское заключение может быть выдано только аудиторской организацией — членом СРО (членом Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), осуществляющей деятельность в соответствии с Международными стандартами аудита.

Пожалуй, самое ожидаемое изменение в области обязательного аудита в этом году — это законопроект, внесенный в Государственную думу РФ, № 975888-7 с поправками об аудиторской деятельности. Его принятие означает, что порог вхождения в зону обязательного аудита по выручке поднимется для организаций с 400 млн до 800 млн рублей и с 60 млн до 400 млн рублей по сумме активов.

Напомним, что к малому бизнесу относятся субъекты, чья выручка не превышает 800 млн рублей в год, а средняя численность работников не превышает 100 человек. Таким образом, из критериев обязательно аудита выпадет один из сегментов малого бизнеса.

Другой вопрос, стоит ли поддаваться отсутствию обязаловки и отказываться от аудита в принципе, тогда как процедура весьма оздоравливает бизнес вне зависимости от его размеров и помогает избежать налоговых рисков.

Этим летом президент подписал антикризисный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ, который, ко всему прочему, коснулся и аудита некоммерческих организаций (НКО). В 2020 году решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора (для НКО, подлежащих обязательному аудиту) может быть принято в ходе заочного ания.

Также до 1 января 2021 года приостановлено действие п. 3 ч. 1 закона 5 «Об аудиторской деятельности» для социально ориентированных некоммерческих организаций. Этот пункт обязывал проводить аудит годовой отчетности любые фонды, за исключением международных.

Теперь благотворительные фонды могут не проводить обязательный аудит и, скорее всего, это правило останется в действии и в дальнейшем.

Единственное, если фонд начал обязательную аудиторскую проверку (заключил договор с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором) до 1 мая 2020 года, то закончить ее и представить аудиторское заключение все-таки придется согласно информационному сообщению от 09.06.2020 № ИС-аудит-33.

Правило, конечно, не новое, но стоит помнить, что в случае включения ценных бумаг организации в котировочный список и участия в организованных торгах, проведения обязательного аудита не избежать.

Для участия в торгах компания-эмитент должна предоставить организатору торгов заявку, раскрывающую о себе информацию, включая заключение аудиторов. Подробно регламент допуска ценных бумаг к публичному размещению и прочим операциям описан в с. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.

1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Кажется, что ответ на этот вопрос прост: в соответствии с законом проводить обязательный аудит организациям, подлежащим обязательному аудиту, нужно ежегодно, поэтому достаточно выбрать аудиторскую компанию и провести финансовую (бухгалтерскую) проверку единожды, получить-сдать заключение и забыть до следующего отчетного года.

Действительно, аудиторские компании «собаку съели» на данной услуге, проводится она с помощью отработанных процедур, заканчивается, как правило, выданным заключением. Такой скорее формальный подход, безусловно, имеет место быть.

Однако он не дает того, на что аудит должен быть ориентирован в современных реалиях: помогать бизнесу не просто отчитываться, а функционировать четко и эффективно, извлекая коммерческую выгоду из всего.

Сегодня предприниматель, ориентированный на эффективность бизнеса, не использует формальный «единоразовый» подход к обязательному аудиту, он использует качественный и глубокий формат системного комплексного аудита отчетности.

Такая аудиторская проверка проходит в течение всего года, позволяя команде экспертов, аудиторов и налоговых юристов досконально ознакомиться с деятельностью организации, проверить слабые места и, главное, выявить и устранить ошибки в бухгалтерском учете и налогах сразу, не допустив возможные риски для бизнеса.

Основные особенности и преимущества системного комплексного аудита:

  • Позволяет аудиторам незаметно интегрироваться в работу, не отвлекает сотрудников компании, помогает наладить удобную схему работы.
  • Дает возможность быть на связи с экспертами всегда: получать грамотные и своевременные консультации по бухгалтерскому учету и налогам, отслеживать тренды законодательства и использовать их в свою пользу, структурировать оптимизируя. Тем самым позволяет часто находить выгодные для бизнеса решения.
  • Проводится лучшими аудиторами и экспертами. Важную роль в аудите играет профессионализм аудиторов. Сильнейшие из них расписаны на год вперед, поэтому воспользоваться их услугами тем сложней, чем ближе дата сдачи отчетности.
  • Находит скрытые, в том числе финансовые, резервы. Позволяет бизнесу получить новые возможности для развития.
  • Подразумевает, что аудиторская компания разделяет риски, гарантирует поддержку в случае претензий ФНС и страхует от финансовых потерь в случае, если пропущенные ошибки привели к штрафам.

Стоимость системного комплексного аудита с лихвой компенсируется пониманием того, что в финансово-хозяйственной деятельности компании все в порядке, бухгалтерия работает в максимально качественном режиме, предупреждая риски финансовых потерь. Это особенно важно для собственника бизнеса.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

Стандартно обязательный аудит состоит из четырех этапов: подготовка, проведение, оформление заключения и, собственно, его передача.

Детали каждого этапа зависят от специфики организации, сферы ее деятельности и других индивидуальных характеристик.

При проведении обязательного аудита используется 48 международных стандартов в соответствии с Приказом Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации».

Выданное в результате обязательного аудита заключение представляется в ФНС РФ вместе с годовой финансовой отчетностью в электронном виде в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ. Аудиторское заключение за 2020 год должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его выдачи, до 31 декабря 2021 года включительно.

Приказы ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ устанавливают условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения.

Сегодня обязательный аудит — сложный, требующий серьезной квалификации, опыта и внимания процесс, способный при правильном системном и комплексном подходе систематизировать и значительно улучшить работу бухгалтерии организации.

Те компании, которые, согласно списку ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязаны предоставлять аудиторское заключение, несут административную ответственность за его непредставление или нарушение сроков подачи в виде небольших штрафов от 3000 до 5000 руб. для организаций и от 300 до 500 руб. для должностных лиц.

При установлении в результате проверки контрольными органами случая непроведения обязательного аудита составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ).

За отсутствие обязательного аудиторского заключения руководителю придется заплатить от 5000 до 10 000 руб., повторно нарушив закон — от 10 000 до 20 000 руб.

, либо получить предписание от 1 года до 2 лет дисквалификации.

Также необходимо принимать во внимание специальный регламент представления аудиторского заключения для акционерных обществ. В п. 3 ст.

 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится: «К сведениям, подлежащим предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся, в том числе годовой отчет общества и заключение ревизионной комиссии общества по результатам его проверки, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение и заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки такой отчетности». В этом случае отсутствие заключения рассматривается как правонарушение и в соответствии с ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ предполагает штрафные санкции в размере от 2000 до 4000 руб. для граждан, от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц и от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему мы писали ранее (в материале также представлены реальные кейсы).

Собственникам любых компаний необходимо отчетливо понимать, что ошибки в учете и налогах могут иметь серьезные последствия. Так почему бы не использовать аудит во благо и не сделать свой бизнес защищенным, стабильным и прибыльным?

Защитите себя и свою компанию уже сейчас Мы рекомендуем начинать первый этап аудита уже сейчас — это позволит в спокойном режиме навести порядок в отчетности и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Получить аудиторское заключение

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/obyazatelnaya-auditorskaya-proverka-2020/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.