Закон о образовании рф 2021

Поправка в закон об образовании вызвала возмущение неравнодушных – МК

Закон о образовании рф 2021

Среди целой череды одиозных законопроектов последнего времени, часть из которых уже даже успели стали законами, выделяется проект о просветительской деятельности (формально он называется «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Этот законопроект был внесен группой сенаторов и депутатов в Госдуму в ноябре минувшего года. В декабре его уже приняли в первом чтении.

С принятием соответствующего закона в российское юридическое поле должно быть введено понятие просветительской деятельности. Также предусматривается, что такая деятельность должна контролироваться.

Возникает вопрос: что это вдруг наши законодатели озаботились просветительской деятельностью? Оказывается, отсутствие правового регулирования просветительской деятельности создает, как указано в пояснительной записке к законопроекту, «предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя». Во как! Куда только надзорные органы смотрят?

А если серьезно, то хотелось бы попросить законодателей-инициаторов данного проекта чуть подробнее рассказать, к примеру, про подрыв конституционного строя в школьной среде. А то как-то не очень убедительно звучит про «бесконтрольную реализацию антироссийскими силами…»

Что же касается конституционного строя… Вот скажите, если Конституция не выполняется — это подрыв конституционного строя? По-моему, очевидно. У нас по обновленной Конституции (ст. 75) должна осуществляться индексация пенсий всем пенсионерам, но работающим пенсионерам она почему-то не проводится.

Почему против такого нарушения Конституции депутаты не особо выступают? Даже не смогли собрать необходимого числа подписей для соответствующего запроса в Конституционный суд.

Зато, как мы видим, они озаботились другим — подрывом конституционного строя из-за неурегулированной просветительской деятельности.

Инициаторы законопроекта выдвигают еще такой аргумент в пользу своего детища: в законодательстве сегодня нет даже понятия просветительской деятельности. Что же, это правда. Но странное дело, те, кто занимается просветительством, почему-то не страдают от этого, зато законодатели озаботились. Нет, тут явно что-то не то.

Давайте посмотрим, какое понятие предлагается закрепить законодательно: под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

К самому определению просветительской деятельности у меня лично нет особых претензий.

Но, во-первых, как и следовало ожидать, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Вот оно! Ради этого все и затевается, чтобы контролировать эту деятельность. Во-вторых, контролировать, судя по определению просветительской деятельности, будут всё, а не только то, что касается школьной и студенческой среды.

Вернемся к определению. Жена захотела, к примеру, в своем блоге рассказать, как лучше печь пирожки, а муж решил поделиться полезным опытом по ремонту автомобиля. Все! Захотели обнародовать такую информацию — так это же «деятельность, направленная на распространение знаний, умений…». Раз так, то, пожалуйста, всё в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Многие самозанятые, консультанты по тем или иным вопросам, научные сотрудники, преподаватели, репетиторы тоже автоматически попадают под «просветительскую деятельность». Можно дойти совсем уж до абсурда, но предлагаемое определение просветительской деятельности и это позволяет сделать.

Так, вы посоветовали подруге или другу использовать какую-нибудь диету, дающую замечательный результат. Просветительская деятельность? Да, безусловно. Она (он) не знала, а вы его (ее) просветили. Но просветить вы его должны по установленным правительством правилам.

Абсурд? Да! Но он вполне может стать реальностью, если скандальный законопроект будет принят.

Законодатели-инициаторы вроде как озабочены «бесконтрольной реализацией антироссийскими силами в школьной и студенческой среде… пропагандистских мероприятий», но предлагаемое ими определение просветительской деятельности и фактический контроль за ней выходят далеко за рамки школьной и студенческой среды. Это прием такой: смотрите, мол, какие благие намерения, на деле же все будет гораздо масштабнее и всеохватывающе.

Умные люди сразу раскусили истинные намерения авторов законопроекта. Президиум Российской академии наук в начале января 2021 года единогласно выступил против законопроекта. Академики уверены, что он «приведет к отставанию нашей страны в критически важных областях науки и технологии».

Десятки тысяч человек уже подписали петицию, которую подготовил ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ им. М.В.Ломоносова Сергей Попов. Эта петиция против скандального законопроекта, потому что «многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения».

Люди неравнодушные, умные, те, кто и занимается тем самым просветительством, которым вдруг так озаботились законодатели, выступают против законопроекта. Это факт. Как факт и то, что не видно и не слышно, кроме инициаторов законопроекта, тех, кто поддерживает подобное законотворчество.

Теперь о том, почему вдруг властям понадобился соответствующий закон. Просветительство — это не просто распространение и, соответственно, приобретение знаний. Оно побуждает людей думать.

Думающие люди сегодня опасны для властей, они ведь могут начать задумываться о происходящем в стране и еще неизвестно, какие выводы сделают.

Поэтому лучше, чтобы не думали или, по крайней мере, власти как-то могли контролировать этот процесс. Вот для чего нужны подобные законопроекты.

Озабоченность же происходящим в школьной и студенческой среде — это, как мы убедились, для отвода глаз. Точно так же и про запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Все это уже урегулировано соответствующими нормами действующего законодательства.

Но не будем терять оптимизма. Все просветительство взять под тотальный контроль все равно не удастся. Человек — существо разумное. Делиться с другими знаниями в самой его природе. Можно напринимать одиозные законы, можно вводить какие-то ограничения, но этим же одновременно и стимулируется интерес к просветительству. Будем думать!

Источник: https://www.mk.ru/social/2021/01/21/popravka-v-zakon-ob-obrazovanii-vyzvala-vozmushhenie-neravnodushnykh.html

Ключевые изменения в образовании в 2021

Закон о образовании рф 2021

Что год грядущий нам готовит? Трудно ответить на этот вопрос, но можно предположить, что нас ждут изменения практически во всех сферах. Образование не является исключением. Заглянем немного в будущее и посмотрим, что же произойдет.

Система аттестации

2021 год ознаменуется для школьных учителей внедрением новой системы аттестации. Появятся такие квалификационные категории, как «учитель-методист» и «учитель-наставник».

Министерство образования и просвещения Российской Федерации представило результаты опроса, и пройти обновленную аттестацию готовы уже более 1/3 работающих педагогов. В настоящее время корректируется нормативная база.

Планируется, что введенные категории расширят возможности карьерного роста для учителей-предметников, а также будут способствовать развитию школьного наставничества.

Учителя-методисты будут заниматься разработкой и внедрением в образовательную систему новых педагогических технологий, учебников и методических пособий, принимать участие в разных методических объединениях и обсуждении проектов нормативной документации.

Кроме этого, они смогут создавать программы повышения квалификации, проводить семинары и мастер-классы, заседать в жюри на конкурсах педагогического мастерства, руководить студенческой практикой. Чтобы получить категорию, необходимо иметь 5-летний стаж работы в должности учителя и иметь действующую первую или высшую квалификационную категорию по специальности «учитель».

Также необходимо иметь дополнительное профессиональное образование, полученное не раньше, чем за три года до момента подачи заявления на аттестацию.

Учитель-наставник – это специалист, в задачи которого будут входить оказание помощи молодым педагогам, выявление пробелов в их подготовке, разработка планов профессионального роста.

Простыми словами, наставник будет помогать молодому учителю и передавать ему свой опыт.

Основными требованиями для допуска к аттестации являются семилетний стаж работы, высшая квалификационная категория, дополнительное профессиональное образование.

Введение этих двух квалификационных категорий связано с тем, что теперь ничего не будет зависеть от воли директора школы. Педагог может иметь сразу две категории (к примеру, «учитель-методист» и высшую) и при этом получать надбавки к заработной плате за обе – таким образом, новая аттестационная система будет способствовать непрерывному профессиональному развитию.

Изменения в ЕГЭ

Уже сейчас полным ходом идет подготовка к Единому госэкзамену 2021. В будущем году обязательными к сдаче останутся математика и русский язык. На выбор учащимся предлагаются физика, биология, обществознание, история, информатика, химия, география, иностранный язык и литература.

Из нововведений в ЕГЭ нужно отметить:

  • Увеличение времени на выполнение заданий по биологии с 210 до 235 минут;
  • Изменение задания №7 с кратким ответом по литературе: в текст, где пропущено два слова нужно будет вписать два литературоведческих фактора или термина;
  • Поменяется форма задания № 25 в экзамене по истории – историческое сочинение необходимо будет написать по одному из 3-х предложенных исторических процессов или по одной из 3-х предложенных исторических личностей;
  • В экзамене по русскому языку изменится формулировка заданий № 9 и № 27;
  • Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме. В него войдут задания на практическое программирование.

Дошкольное образование в 2021 году

Планируемые нововведения направлены на упрощение порядка записи детей в детские сады. В ближайшем будущем у родителей не будут требовать свидетельство о рождении ребенка – законодательный акт об этом уже опубликован, и он вступил в силу с 1 января. Свидетельство может понадобиться только в единственном случае: если оно было выдано другим, иностранным государством.

В рамках системы дошкольного образования будет введен новый порядок приема. Закрепляется территориальный принцип набора детей в детские сады, при этом дети имеют преимущество при зачислении, если их сестры и братья посещают конкретный детский сад. Основанием для приема в муниципальное дошкольное учреждение будет являться направление территориального органа управления образованием.

Родители, которые хотят перевести ребенка из одного сада в другой, нужно будет обратиться в территориальные органы исполнительной власти и подать соответствующее заявление. Если в новом ДОУ будет свободное место, мам и пап уведомят об этом, после этого они должны написать заявление о переводе и отнести его в «старый» сад.

Еще одно нововведение касается создания единой информационной системы федерального значения и разработки правил формирования электронной очереди в детский сад на региональном уровне. Согласно законодательному проекту принципы работы этой системы будут общими абсолютно для всех.

Как повлияют эти и другие изменения на дошкольное, школьное, вузовское, средне-специальное и профессиональное образование предугадать сложно. Время покажет, насколько эффективно сработают новшества.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник: https://www.snta.ru/press-center/klyuchevye-izmeneniya-v-obrazovanii-v-2021/

Обязательный ЕГЭ по иностранным языкам отменили, а по физкультуре будут ставить «зачет»

Закон о образовании рф 2021

В сентябре прошлого года Минпросвещения обновило правила приема в первые классы школ. Главное новшество – с 2021/22 учебного года детей, по прописке прикрепленных к школе, будут записывать в первый класс с 1 апреля по 30 июня.

Заявления на прием в первый класс от родителей детей, которые живут не на «участке школы», начнут принимать только с 6 июля.

Запись будет продолжаться до тех пор, пока не заполнятся свободные места, но заканчиваться прием должен не позже 5 сентября. Отказаться принимать ребенка в первый класс государственная школа может, только если не осталось мест.

В этом случае родители могут обратиться в местное управление образования – оно обязано помочь устроить первоклашку в другую школу.

Новые правила закрепили приоритетное право на зачисление братьев и сестер, которые живут в одной семье и по одному адресу, учиться в одной школе. Это значит, что в младшие классы должны в первую очередь принимать детей, чьи братья и сестры уже учатся в этом учебном заведении.  

Обновленный порядок учебы в школах

С 1 января вступил в силу новый порядок организации учебного процесса в начальной, средней и старшей школе. В основном он остался прежним, главное изменение – теперь в образовательную программу входят план и программа воспитательной работы.

Их школы утверждают самостоятельно, но с учетом примерных планов и программ, рекомендованных Минпросвещения.

Как и в предыдущей редакции правил, прописано, как должна проходить учеба в условиях чрезвычайных ситуаций и режима повышенной готовности.

В случае форс-мажора разрешается использовать дистанционное и электронное обучение, даже если ФГОС не допускает их применение для общеобразовательных программ.

Правила уточняют, что переходить на дистанционку можно, если без нее невозможно организовать учебу, а сроки обучения перенести нельзя.

ЕГЭ по иностранным языкам не будет обязательным

Минпросвещения отменило обязательный ЕГЭ по иностранным языкам. С 4 января вступит в силу приказ № 519, который исключил иностранные языки из списка обязательных экзаменов в 11-х классах. Как и раньше, для аттестата достаточно русского и математики.

В аттестатах за 9 и 11 классы появится оценка «зачтено»

По новому порядку заполнения и выдачи аттестатов в документах об окончании 9 и 11 классов за физкультуру, музыку и ИЗО (изобразительное искусство) можно выставлять вместо балльной оценки отметку «зачтено». Не допускается писать «не изучал».

Еще в аттестатах и приложениях к ним появится QR-код.

Приказ будет действовать до 1 января 2027 года.

Мобильники на уроках под запретом

Роспотребнадзор утвердил новые санитарные правила, по которым до 1 января 2027 года будут работать школы, детские сады и другие детские учреждения. Среди прочих нормативов, регулирующих время начала уроков, их продолжительность, требования к оснащению и многое другое, есть пункт (3.5.

3), который запрещает использование в образовательных целях мобильных средств связи.

В Роспотребнадзоре поясняют, что на уроках вместо планшетов и компьютеров нельзя использовать мобильные телефоны, потому что у них маленькие экраны, из-за этого дети слишком напрягают глаза и у школьников портится осанка.  

Санитарные ограничения продлили на год

Еще одним постановлением главный санитарный врача РФ продлил до 2022 года все санитарные нормы, которые были введены из-за пандемии. Еще на год остаются:

  • отмена массовых мероприятий;
  • специальный график урок и перемен;
  • антисептики для рук, проветривание коридоров и классов, измерение температуры;
  • занятия без переходов в разные кабинеты (кроме химии, физики, физкультуры, трудов, рисования);
  • зигзагообразная рассадка на экзаменах.

Все эти меры введены для очной учебы.

Питание в школах

По новым СанПиНам в меню школьников должны быть витаминизированные продукты и напитки, причем заменять их поливитаминными препаратами нельзя.

Еще детям, которым нужно диетическое или лечебное питание, разрешили есть предоставленную родителями домашнюю еду.

Делать это можно в столовом зале или другом специально оборудованном помещении, где есть холодильники для временного хранения готовых блюд, микроволновки для их разогрева и условия, чтобы помыть руки.

В вендинговых автоматах разрешили продавать расфасованные в фабричную упаковку:

  • соки, молочную продукцию, нектары, негазированную воду;
  • орехи, кроме арахиса;
  • сухофрукты;
  • мучную кондитерку с пониженным содержанием сахара, глютена и лактозы – обязательно в упаковке не больше 100 г.

Внушительный перечень продуктов, которые нельзя продавать в буфетах, содержится в приложении к постановлению, которым утверждены новые СанПиНы. Под полный запрет в школах попали чипсы, снеки, жирные творожные сырки, кремовые пирожные и торты, жевательные резинки, газировка, квас, кофе, энергетики и многое другое.

Источник: https://www.profguide.io/news/novovvedeniya_v_shkolnom_obrazovanii_s_1_yanvarya_2021.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.