Закон об амнистии капитала

Амнистия капиталов или ловушка для бизнесменов

Закон об амнистии капитала

В России с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года прошел первый этап так называемой «амнистии капиталов». С 1 марта 2018 года срок «амнистии» был продлен до 28 февраля 2019 года. Мы решили сравнить условия российской амнистии капиталов и такой же, но проводимой налоговой службой США (IRS).

С 2009 года для резидентов США появилась возможность воспользоваться «налоговой амнистией», предложенной правительством США и IRS.

Суть амнистии проста: владельцы счетов в иностранных банках могли задекларировать эти счета и все операции по ним и получить гарантию освобождения от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов при условии единовременной уплаты штрафа в размере 40% от суммы неуплаченных налогов.

Согласно сведениям IRS данной «амнистией» воспользовались 45 тысяч человек, т.е. не просто задекларировали свои иностранные счета, но и заплатили 40% штрафа.

На фоне американской амнистии условия «амнистии капиталов» предложенные президентом РФ Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года в послании Федеральному Собранию, а затем оформленные в Федеральный закон N140-ФЗ от 08.06.2015 г. «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заведомо выгоднее американских.

В президентской амнистии можно задекларировать не только счета в иностранных банках, но и недвижимость, акции, ценные бумаги, векселя, имущество, оформленное на третьих лиц и переданное в трасты в РФ и за рубежом.

При этом президентская амнистия капиталов распространяется на налоговое и валютное законодательство, освобождение дается от налоговой, административной и уголовной ответственности не только декларанту, но и всем юридическим и физическим лицам, которые участвовали в сделках, и которые включены в декларацию в качестве источников и механизмов формирования источников приобретения имущества, указанного в специальной декларации.

Какой-либо уплаты налогов, и тем более штрафов с задекларированных сумм законом не предусмотрено, т.е. в президентской «амнистии капиталов» прощение дается даром. Более того, после начала амнистии из ФЗ N140-ФЗ даже было удалено условие об обязательной репатриации активов в Россию.

Рассмотрим положения российской «амнистии капиталов» подробнее.

Частями 1-7 статьи 4 ФЗ N140-ФЗ декларантам предоставляются гарантии в виде освобождения от налоговой, уголовной и административной ответственности в отношении всего указанного в специальной декларации имущества, операций по его приобретению, использованию либо распоряжению, запрета на проведение налоговых проверок, возбуждение уголовных и административных дел на основании сведений, содержащихся в декларации и использование этих сведений в качестве доказательств. Гарантии распространяются на декларанта и лиц, указанных в декларации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

Следовательно, положениями ФЗ N140-ФЗ декларантам предоставлены гарантии в виде освобождения от налоговой ответственности в виде штрафов.

Данное освобождение согласно части 8 статьи 4 этого закона предоставляется в части освобождения лица от ответственности, если на дату представления декларации в отношении лица, соответственно не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, и(или) не была начата выездная налоговая проверка.

В части 14 статьи 4 ФЗ N140-ФЗ предусмотрена возможность предоставления декларантам иных гарантий, на которые не распространяются ограничения части 8 статьи 4. 

Согласно пункту 2.

1 статьи 45 НК РФ взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом. Взыскание налога на основании настоящего пункта не производится при условии, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Таким образом, пункт 2.1 статьи 45 НК РФ предоставляет дополнительные, не предусмотренные ФЗ N140-ФЗ гарантии декларантам в виде запрета взыскивать налог, при единственном условии: если обязанность по его уплате возникла у декларанта до 1 января 2015 года в результате совершения операций, информация о которых содержится в специальной декларации. 

Пени на основании пункта 1 статьи 75 НК РФ взимаются только в случае несвоевременной уплаты налога и не взыскиваются в случае, если не подлежит взысканию налог.

Кроме того, декларантам в НК РФ были предоставлены иные дополнительные гарантии и льготы кодекса, а именно:

1) не проведение выездной и камеральной проверки на основе сведений из декларации (п.1 ст.88, п.2 ст.89 НК РФ).

2) невозможность использования доказательств из специальной декларации против декларанта (п.4 ст.101 НК РФ).

3) невзыскание налогов с декларантов и лиц, указанных в специальных декларациях (п.2.1 ст.45 НК РФ).

4) освобождение от налогов сделок по передаче имущества из трастов и КИК реальным владельцам, в том числе при их ликвидации (п.60 ст.217 НК РФ).

5) право фактических владельцев имущества и ценных бумаг, которые получили их от номинальных владельцев и указали в специальной декларации при реализации активов учесть их рыночную стоимость в качестве расходов для НДФЛ (п.2.3 ст.220 НК РФ, п.13.1 ст.214 НК РФ).

Таким образом, все декларанты, независимо от времени подачи специальной декларации, вправе пользоваться гарантиями установленными НК РФ и перечисленными выше. При этом согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ все нормативные акты законодательства о налогах и сборах принимаются и действуют в соответствии с НК РФ.

В части 3 статьи 76.1 УК РФ и части 3.1 статьи 28.1 УПК РФ также внесены изменения об освобождении декларантов и лиц, информация о которых содержится в специальной декларации, от уголовной ответственности по статьям 193, ч.1-2, 194, 198-199.2 УК РФ без возмещения ущерба, т.е. без уплаты налогов.

При этом статус нашей амнистии гораздо выше, чем в США. Амнистия предложена не ФНС РФ (аналог IRS), а лично президентом РФ Владимиром Путиным в ежегодном послании. Т.е. какой-либо обман или введение граждан в заблуждение полностью исключены. При таком подходе именно РФ, а не США должны быть «Меккой» для бизнеса. 

Вместе с тем, по данным ФНС РФ, амнистией в 2015-2016 годах воспользовались только 2500 человек.

Мы решили разобраться с этой загадкой на живом примере одного из российских участников «амнистии капиталов», который еще 13 июля 2015 года представил в ФНС РФ специальную декларацию на сумму 66,323 миллиарда рублей и который уже год находится в СИЗО «Лефортово» по уголовному делу, возбужденному через два года после подачи декларации – 6 июня 2017 года по факту неуплаты около 5 миллиардов рублей налога на прибыль ООО «ИСМ» за 2010 год.

Речь идет о Константине Пономареве, известном тем, что ему удалось отсудить у российской ИКЕА 25 миллиардов рублей за аренду генераторов в 2007-2008 годах и не удалось получить более 20 миллиардов рублей за аренду тех же генераторов в 2009-2010 годах.

При этом сумма долга многократно возросла из-за того, что ИКЕА еще в 2008 году убедила Пономарева предоставить рассрочку оплаты аренды из расчета 0,1% в сутки, т.е. 36,5% годовых и на 31 декабря 2015 года сумма составила около 100 миллиардов рублей.

Арест декларанта невозможен?

Согласно специальной декларации Константина Пономарева от 13 июля 2015 года N97171307000001 в составе задекларированного имущества на общую сумму 66,323 миллиарда рублей указаны ценные бумаги (векселя) на сумму 25 миллиардов рублей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ N140-ФЗ декларант вправе в произвольной форме на листе «И» декларации раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 4 ФЗ N140-ФЗ декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от уголовной ответственности и от ответственности за налоговые правонарушения и от при условии, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 ФЗ N140-ФЗ физическое лицо вправе представить декларацию, содержащую, в том числе, сведения о ценных бумагах российских и (или) иностранных организаций, собственником или фактическим владельцем которых на дату представления декларации является декларант.

Как следует из специальной декларации Константина Пономарева на листе 3 указана задекларированная ценная бумага – простой вексель СП0001000 на сумму 25 миллиардов рублей выпущенный организацией «КАПААЛЕКС КОНСАЛТИНГ ЛТД.».

Для применения положений пункта 2.1 статьи 45 НК РФ также необходимо доказать, что задекларированное имущество (в рассматриваемом случае ценные бумаги) приобретено за счет источников (подтверждением которых являются заключенные договоры), указанных в специальной декларации. 

При этом налоговые правонарушения могут быть связаны как с использованием и распоряжением задекларированным имуществом, так и с его приобретением, что имеет место в рассматриваемом случае.

Источник: http://rapsinews.ru/incident_publication/20180619/283034937.html

Амнистия капитала 2019 для физических лиц

Закон об амнистии капитала

По информации, сообщенной руководством Минфина представителям различных СМИ, амнистия капиталов будет продлена, а соответствующие законопроекты находятся на стадии согласования Правительством РФ. Проведение очередного этапа амнистии капиталов планируется в срок с 1 мая 2019 г. по 29 февраля 2021 г.

Данный этап станет третьим по счету этапом амнистии капиталов. Ранее она проводилась в сроки с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. и с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г.

Механизм амнистии капиталов предполагал освобождение физических лиц от некоторых видов налоговой, административной и уголовной ответственности за отдельные виды правонарушений, связанных с имуществом, долями участия в иностранных организациях, контролем над иностранными компаниями (не связанном с участием в них), а также иностранными банковскими счетами.

Такое освобождение было возможно при подаче в налоговые органы специальной декларации по установленной форме с указанием имущества, иностранных организаций и банковских счетов, в отношении которых имело место совершение правонарушения.

Помимо этого, освобождение от ответственности распространялось только на правонарушения, совершенные до определенной законом даты (до 1 января 2015 г. для первого этапа декларирования и до 1 января 2018 г.

для второго этапа декларирования), и одновременно с этим не должно было быть начато производство по делу о соответствующем правонарушении до даты подачи специальной декларации.

Планируется, что на третьем этапе декларирования будет возможно амнистировать отдельные виды правонарушений, совершенные до 1 января 2019 г.

Как и ранее, нарушение валютного законодательства в части незаконного зачисления средств на зарубежный банковский счет может быть амнистировано если такая операция была совершена до даты подачи специальной декларации (не обязательно до 1 января 2019 г.).

На третьем этапе декларирования зарубежных активов физическими лицами будет введено еще одно условие освобождения от ответственности в рамках амнистии капиталов, не применявшееся на предыдущих этапах: будет необходима репатриация имущества в РФ, либо редомициляция иностранных компаний в специальные административные районы в РФ. На данный момент подробности в отношении данного условия освобождения от ответственности неизвестны, т.к. пакет законопроектов о продлении амнистии капиталов еще не был внесен в Государственную Думу (соответственно, их текст до сих пор недоступен для изучения).

В остальном гарантии в рамках амнистии капиталов, а также ее условия и процедура декларирования зарубежных активов физическими лицами должны остаться неизменными, но при этом возможна корректировка формы специальной декларации. Минфин сообщил, что прием специальных деклараций будет возобновлен 1 мая 2019 г., либо ранее в случае более оперативного принятия соответствующих законопроектов.

Пакет законопроектов об амнистии капиталов состоит из:

  1. законопроекта «О внесении изменений в закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  2. законопроекта «О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса РФ»;
  3. законопроекта «О внесении изменения статью 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях».

В ближайшее время перечисленные законопроекты должны быть внесены в Государственную Думу для их рассмотрения и принятия.

Продление амнистии капиталов в 2019 году: что изменилось и что осталось прежним? Новые требования

Амнистия капитала для физических лиц, стартовавшая 1 июля 2015 года, предполагает добровольную декларацию имеющихся заграничных счетов. В этом случае граждане, по своей воле задекларировавшие имеющиеся у них счета, не подвергаются уголовному преследованию даже в тех случаях, когда происхождение средств на них не будет однозначно определено.

Достоинства процедуры

Основными достоинствами этой процедуры являются:

  1. Полное освобождение физлиц от административного, уголовного и налогового преследований, которым они могли быть подвергнуты в связи с приобретением имущества и контролируемых иностранных организаций, а также с открытием зарубежных счетов и перечислением на них средств.
  2. Наличие ликвидационной льготы. Гражданин вправе перевести на себя актив подконтрольной иностранной компании, не выплачивая при этом сумму подоходного налога.

При этом гражданин по-прежнему будет ответственен за легализацию доходов, полученных незаконными способами.

Какие активы можно амнистировать

Согласно действующему законодательству, граждане могут задекларировать:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  1. Все существующие счета в иностранных банках (в том числе и закрытые).
  2. Контролируемые зарубежные организации.
  3. Ценные бумаги.
  4. Принадлежащие им по праву собственности объекты недвижимости и прочее имущество, находящееся за рубежом.

Легализовать закрытую к этому моменту контролируемую иностранную компанию (КИК) не удастся.

Нормативная база

Нормативно-правовой базой, на основании которой проводится амнистия капиталов физических лиц, являются:

  1. ФЗ №140 от 8 июня 2015 года.
  2. ФЗ №110 от 29 мая 2019 года.
  3. ФЗ №111 от 29 мая 2019 года.
  4. Поправки в действующий Налоговый кодекс, описывающие освобождение от оплаты штрафов за утаивание сведений об участии в деятельности иностранной организации и др.
  5. Поправки в Уголовный кодекс, описывающие условия освобождения от уголовной ответственности.

:  Амнистия по жкх для физических лиц 2021

Продление сроков подачи декларации для физлиц в 2019 году: третий этап амнистирования

Третий этап стартовал в РФ с 1 марта 2019 года и будет завершен 29 февраля 2021 года. Его главным отличием от предыдущих является то, что теперь предприниматели, имеющие зарубежные активы, обязаны не просто задекларировать свое имущество, но и перевести свои капиталы в Россию.

Согласно положениям ФЗ №110, вступившим в силу 29 мая 2019 года, декларант обязан:

  1. Перечислить все имеющиеся у него средства на счета, открытые на территории РФ.
  2. При подаче декларации гражданин обязан предоставить выписку со счета в зарубежном банке, где будет указан нулевой остаток.

Амнистия также не распространяется на уплату подоходного налога с прибыли контролируемой иностранной организации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Декларант также освобождается от ответственности по статьям КоАП 15.1 – 15.25. Соответствующее освобождение действительно относительно даты передачи декларации на рассмотрение.

Ответственность с декларанта снимается также и по действиям, предусмотренным статьями 193, 194, 198 – 199.2 УК РФ.

Изменения коснулись и документов, которые потребуется приложить к подаваемой декларации:

  1. Дополнительно потребуется предоставить уведомление о прекращении участия гражданина в иностранной компании.
  2. Также теперь необходим отчет о движении средств на имеющихся счетах гражданина за период с 1 января 2019 года по дату подачи специальной декларации или до момента фактического закрытия счета.
  3. Выписки со счетов гражданина, открытых в отечественных банковских организациях, которые подтвердят зачисление переведенных с иностранных счетов средств.

Такая льгота может быть предоставлена тем налогоплательщикам, которые не были признаны резидентами РФ по итогам 2018 года.

Какие гарантии предусмотрены для налогоплательщиков в рамках 3 этапа амнистирования

Объем гарантий, предоставляемых государством, не изменился по сравнению с предыдущими этапами амнистии, и декларанты освобождаются от следующих видов ответственности:

  • граждане, подавшие декларацию, освобождаются от ответственности за неисполнение обязанностей по репатриации финансовых активов (в соответствии со статьей 193 УК РФ);
  • от ответственности за неисполнение обязательств по уплате таможенных платежей (в соответствии с частями 1 и 2 статьи 194 УК РФ);
  • от ответственности за неуплату налогов, которыми облагается организация (в соответствии со статьей 199 УК РФ);
  • от преследования в связи с неисполнением обязанностей налогового агента (в соответствии со статьей 199.1 УК РФ);
  • от ответственности за утаивание средств или имущества, находящегося в собственности гражданина, на которое должны были быть начислены налоги или сборы в соответствии с действующим законодательством РФ (на основании статьи 199.2 УК РФ).
  • ответственность с декларанта снимается за все правонарушения в сфере налогового законодательства, предусмотренные статьей 16 НК РФ, связанные с имуществом, указанным в декларации, а также контролируемыми иностранными организациями;
  • за непредоставление уведомлений об участии в деятельности КИК (согласно пунктам 1 и 2 статьи 129.6 НК РФ);
  • также снимается ответственность за неисполнение обязанностей по предоставлению финансовой отчетности организации и заключения аудиторов (в соответствии с пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ).

Гарантии будут исполнены при соблюдении следующих условий:

  1. Правонарушение должно быть совершено в период до 1.01.2019.
  2. Производство по делу о совершенном нарушении не было начато на дату подачи декларации.
  3. Также к дате подачи декларации у гражданина должны отсутствовать контролируемые иностранные организации, а также средства на иностранных счетах.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Амнистия капитала для физических лиц

Нет секрета в том, что в годы «реформ», проводимых в Российской Федерации, начиная с 90-х годов 20 века, многие предприимчивые россияне смогли заработать честным или не совсем честным путем немалые капиталы.

Соответственно, такие деньги не были задекларированы, поэтому владельцам этих капиталов рано или поздно приходится доказывать законность их происхождения.

На помощь многим из тех, кто хочет продолжать бизнес в России пришла амнистия капитала, о которой мы и хотим поговорить в этой статье.

История выражения амнистия капитала

Говоря об амнистии капитала в России, хотелось бы снова вернуться в 90-е, когда на слуху было другое известное выражение – «бегство капитала».

На самом деле для экономики любой страны отток капитала – негативная тенденция, поэтому еще тогда впервые прозвучал термин «амнистия капитала», а первым об этом заговорил Г.

Егиазарян, возглавлявший на тот момент центр развития малых объектов предпринимательства.

К идее вернуть капиталы в Российскую Федерацию вернулся в 2014 году президент страны В. Путин, обращаясь к Федеральному собранию. Законодатели отреагировали на такой посыл руководителя государства и вынесли на рассмотрение специальный законопроект, легший в основу ФЗ-№140 от 08.06.2015 г.

, известного, как «Закон об амнистии капитала». В результате только за один год специалистам налоговых служб было подано свыше 7 тысяч деклараций от владельцев зарубежных активов. Это был первый позыв к тому, чтобы начать активную работу по возвращению капиталов на родину.

Сделать это может следующая амнистия, назначенная 1 марта 2018 г.

Этапы и особенности второй амнистии капитала

Итак, с марта 2018-го в России стартовала вторая волна амнистии, однако ее результаты налоговые службы не спешат афишировать, зато они прозрачно объяснили, что, по сравнению с первой амнистией, итоги ошеломляющие. Главным ее достижением является налаживание сотрудничества по многостороннему обмену финансовой информацией, что позволило специалистом налоговых служб узнать о наличии иностранных счетов у россиян.

:  Проект постановления об объявлении амнистии в 2021 году

По заявлению руководителя Минфина РФ А. Силуанова, на начальном этапе, который длился с марта 2018-го по февраль 2019-го, россияне задекларировали прядка 10 млрд. европейских рублей, находящихся на заграничных счетах.

Такая активность владельцев иностранных счетов связана с тем, что, по условиям программы, они освобождаются от уплаты всех налогов, за исключением НДС контролируемых иностранных компаний. Россияне, закрывшие КИК до 01.03.2019 г., освобождены от уплаты налога с дохода физических лиц (НДФЛ).

Тем, кто не воспользовался этим предложением, оставалось воспользоваться этим же предложением, но уже при одном условии, что капиталы должны вернуться в Россию.

Источник: https://stop-ham.com/amnistija/7969-amnistija-kapitala-2019-dlja-fizicheskih-lic.html

Амнистия капитала. чего ждать и что делать?

Закон об амнистии капитала

Об этом нововведении слышали многие, но, во – первых, далеко не все  знают его детали, а во-вторых, остается вопрос: декларировать или нет? Давайте попробуем разобраться.

Что такое амнистия капиталов?

8 июня 2015 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, более известный как Закон об амнистии капиталов (будем называть его в дальнейшем так).

Закон об амнистии капиталов определяет порядок добровольного декларирования  земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг,  счетов (вкладов) в банках за пределами РФ, в том числе оформленных на номинальных владельцев, а также контролируемых иностранных компаний, в отношении которых физические лица являются бенефициариями.  

В декларации можно раскрыть информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) имущества и денежных средств, зачисленных на счета, указанные в декларации, в том числе сделки по приобретению, использованию либо распоряжению имуществом, контролируемой иностранной компанией и счетами.  Если речь идет о фактическом владении, к декларации прикладываются нотариально заверенные правоустанавливающие документы.Для подачи декларации установлен 6-месячный срок – с 1 июля до 31 декабря 2015 года.

Закон об амнистии капиталов нужно рассматривать в контексте общемирового  тренда по деоффшоризации и  планируемого  вступления  в силу с 2018 г.

Международного плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения  (ОЭСР G20). С этого момента информация из зарубежных источников  должна начать поступать из зарубежных банков в налоговые органы РФ.

Впрочем, есть определенные сомнения, как отразится общая волна антироссийских настроений на этом глобальном  проекте. 

Обычно амнистия предшествует ужесточению. Стоит напомнить, что переднынешней в РФ уже проводились две налоговые амнистии, которые прошли достаточно незаметно и малоэффективно. Сейчас ситуация изменилась, и за вопрос ужесточения налогового контроля решили взяться всерьез. 

Контролирующим органам даны дополнительные технические инструменты, необходимые для выявления недобросовестных налогоплательщиков. В частности, в апреле 2015 года запущена автоматизированная система контроля НДС-2. Налогоплательщики с января 2014 года обязаны подавать декларации по НДС только в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С конца 2014 года Следственному комитету РФ возвращено право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без участия налоговых органов (ч. 9 ст. 144 УПК РФ). Напомним, ранее основанием служили только те материалы, которые направлялись налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обращаем ваше внимание:  закон об амнистии капиталов не распространяется  на юридических лиц.  Согласитесь, заграницей жить хорошо, но нашему человеку  удобнее зарабатывать в РФ, поэтому, как правило, за накопленными средствами и активами  стоит российская компания, у которой хватает злоупотреблений.  Каких – очевидно:

  • вывод средств через технические компании, в том числе для перевода их за рубеж;
  • контролируемые займы и роялти от  иностранных компаний, которые несут в себе также налоговые риски и т.д.

Соответственно, амнистия не спасет юридическое лицо, поскольку оно может быть привлечено к налоговой ответственности по ст. 129.5, 129.6  НК РФ и уголовной ответственности по ст. 193, 199 УК РФ, а если обладает имуществом, то риски увеличиваются еще больше. 

Какие гарантии обещаны тем, кто решится задекларировать свое зарубежное имущество?

Во-первых, освобождение от преследования со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Лица, подавшие декларацию,  освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности, если нарушения, связанные с декларируемым имуществом,  совершены до  1 января 2015 года.

Освобождение от ответственности предусмотрено в пределах стоимости имущества, указанного в декларации.Заявители и лица, информация о которых содержится в декларации, освобождаются от уголовной ответственности по следующим статьям: 

  • Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ УК РФ (невозвращение денежных средств в крупном или особо крупном размере) – ст.193 УК РФ;
  • Уклонение от уплаты таможенных платежей – ч. 1, 2 ст. 194 УК РФ; 
  • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица – ст. 198 УК РФ; 
  • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организации – ст.199 УК РФ;
  • Неисполнение обязанностей налогового агента – ст. 199.1 УК РФ; 
  • Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов – ст. 199.2 УК РФ.

Во-вторых, сведения, изложенные в декларации, будут находиться в режиме налоговой тайны.

 Они не могут быть использованы для налоговых проверок или возбуждения уголовных дел, кроме случаев, если такое желание выразит лицо, подавшее декларацию (что крайне маловероятно).

Если в отношении декларанта будет начата налоговая проверка и/или возбуждено уголовное дело, он всегда сможет заявить, что его прошлые нарушения уже отражены в декларации и тем самым “списаны”.  

Сохранность сведений обеспечивается хранением декларации в ФНС в запечатанном конверте.

Какие риски несет в себе декларирование?

1. Риск использования сведений, указанных в декларации.

Наличие такого основания для отказа в принятии декларации, как несоблюдение требований к ее заполнению, автоматически означает ознакомление налогового органа с содержанием декларации.

При этом никакой ответственности за чтение налоговики не несут. Кроме того, впоследствии информация может быть рассекречена в связи с  изменением законодательства.

2.  Риск подпасть под ответственность за то, что окажется “вне рамок” амнистии, учитывая грехи российской части бизнеса,  – весьма существенный.

Освобождение от уголовной ответственности предусмотрено только для физических лиц. Не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по следующим составам: 

  • Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности – ст.159.4 УК РФ;
  • Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица – ст. 173. 1 УК РФ;
  • Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица – ст.173.2 УК РФ;
  • Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем – ст. 174 УК РФ;
  • Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им -Преступления – ст. 174.1 УК РФ; 

Сохраняется административная ответственность по следующим административным правонарушениям:

  • Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) – ст.14.1 КоАП РФ;
  • Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов – ст. 15.1 КоАП РФ;
  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе – ст. 15.3 КоАП РФ;
  • Нарушения срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации – ст. 15.4 КоАП РФ;
  • Нарушение сроков представления налоговой декларации – ст. 15.5 КоАП РФ;
  • Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля – ст. 15.6 КоАП РФ;
  • Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – ст. 15.11 КоАП РФ;
  • Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования- ст. 15.25 КоАП РФ.

Не предусмотрено освобождение от ответственности за налоговые правонарушения, связанные с приобретением, использованием, распоряжением имуществом и (или) контролируемой иностранной компании, открытием и (или) зачислением денежных средств на счета, информация о которых содержится в декларации. Сохраняется ответственность по валютному законодательству по нарушениям, совершенным до 1 января 2015 года.

Наконец, не подпадают под амнистию наличные денежные средства. Таким образом, у наемных работников возникает шанс отправиться в тюрьму за неуплату налогов, возникшую в связи с накоплением иностранной денежной наличности.

3.  Риск отмены режима налоговой тайны. Нет никакой гарантии, что в тот или иной момент времени российскому законодателю не придет в голову принять закон, отменяющий или изменяющий понятие тайны, будь то коммерческая, налоговая или какая-либо другая.

 Кроме того, принцип приоритета международных норм и принципов,  по-прежнему находящийся в российской Конституции,  означает, что при необходимости Россия может принять поправки в Закон об амнистии капиталов, если того потребуют международные организации, например, в связи с началом автоматизированного международного обмена налоговой информацией в 2018 году.

В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос:  стоит ли игра свеч? Однозначного ответа на него нет. Более правильной будет иная постановка вопроса.

Какие действия следует совершить в связи с принятием закона об амнистии капиталов?

Во-первых, определить активы, потенциально включаемые в декларацию. После этого провести юридическую оценку операций по их приобретению с точки зрения наличия/отсутствия оснований для привлечения к уголовной ответственности, срока давности(он мог истечь), схем вывода средств (насколько они актуальны и признаются ли неправомерными в настоящее время).

Во-вторых, провести анализ модели действующего бизнеса. Если она не входит в противоречие с нынешним российским законодательством, поводов для декларирования может и не быть.

В-третьих, перестроить систему взаимоотношений российской и иностранной части бизнеса, сделав ее более прозрачной и понятной с точки зрения владения.  Одновременно можно подумать о переводе иностранной компании в российскую правовую юрисдикцию, где, между прочим, есть свои инструменты создания скрытого владения бизнесом.

В-четвертых, изменить структуру иностранной компании, переведя активы из пассивных (роялти, дивиденды, проценты)  в активные (передача товаров, работ, услуг),  заключив договор простого или инвестиционного товарищества.

Предпринятые в комплексе, эти меры позволят защитить Ваш бизнес и снизить риски до минимума в условиях политико-экономической нестабильности и перманентной российской непредсказуемости. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed62299325b77017723d531/amnistiia-kapitala-chego-jdat-i-chto-delat-5ed7ad73c04d7b5dc00b03c1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.